Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Две Победы

Прочитал в последние месяцы ряд новых исторических книжек по подлинной истории ВОВ глазами современных историков: новый, еще более подробный вариант "Разгрома.1941" Марка Солонина, прекрасную, на 600 с лишним страниц, монографию о нашей авиации "Сталинские соколы, умытые кровью" Андрея Смирнова, беспощадного, как всегда, Бешанова "Год 1944. Победный" и его же последнюю, самую страшную, про "оборону Ленинграда".

Мое основное, постоянно нарастающее чувство - это дикая жалость. Жалость и гнев. Это ведь НАШИХ мололи, как в мясорубке - бездумно, бессмысленно. Уважения практически уже нет - но жалость буквально душит. Как же так? ЗА ЧТО ИХ ТАК?? Они ведь даже не понимали, что происходит...

У меня, пожалуй, сложилась наконец довольно четкая "картинка" по Великой Отечественной войне. Череда почти непрерывных и страшных разгромов, бессмысленные и огромные потери, шокирующее соотношение сил - когда немцы из года в год били и били Советскую армию, уступая ей при этом количественно практически по всем параметрам...

В чем же было дело? Отчего мы так бездарно и хреново воевали? Неужели дело действительно в какой-то там "неполноценности русских как народа"?

Нет. Причина совсем в иной плоскости - не в национальной, а в социальной, и, в общем-то, она на поверхности. Если обобщить все эти повторяющиеся из раза в раз окружения, котлы и мешки для наших войск, то выявляется СУТЬ всей войны СССР с гитлеровцами: практически всю войну люди, имевшие добротное высшее образование, воевали с людьми, не имевшими вообще никакого образования.

Речь тут не только о Жукове с его известными двумя классами церковно-приходской школы, не о плеяде точно таких же "сталинских маршалов". Все было много хуже - такими были ВСЕ. РККА, то есть "Рабоче-крестьянская красная армия" была именно рабоче-крестьянской, снизу доверху - в этом и корень всех невероятных успехов немецких войск.

Просто в ходе Второй мировой произошла уникальная вещь: государство с почти неповрежденной социальной структурой (Германия) столкнулось с государством, в котором был почти полностью СНЯТ верхний культурный слой. Это было... ну, как человек со срезанными верхними лобными долями коры головного мозга.

Главное, что это было неизбежно, так как вытекало из самой идеологии большевизма. Тут ничего поделать было нельзя; ведь большевики совершенно сознательно сделали ставку на "социальные низы", прямо провозгласили, что "кто был ничем, тот станет всем". Верхние "эксплуататорские" классы б. Российской Империи были, естественно, одновременно и единственными ОБРАЗОВАННЫМИ классами в ней же. Было невозможно, при всем желании, уничтожать "буржуазию, дворянство и помещиков" - и при этом ЗАОДНО не уничтожить и верхний образованный слой.

Итог Гражданской войны - вымывание из России не просто даже "культурного слоя", а вообще - городского сословия. Оно было частью уничтожено, частью массово эмигрировало. В России осталась одна ПОЧВА, где жуковские "два класса" - это было УЖЕ МНОГО. Попросту говоря - из России "вымыло" всех "умников". Высоколобых, "белую кость".

Причем большевики уничтожили не только образованный класс в целом; если бы оставались школы и университеты - он бы восстановился лет через 10-15; однако и школу - то есть преподавательский состав - большевики частью выгнали, частью репрессировали ТОЖЕ. В итоге сплошную массу элементарно необразованных людей было еще и просто некому образовывать.

Глядя теперь, почти через век, на свою "Октябрьскую революцию", мы, пожалуй, только сейчас понимаем весь ее зловещий смысл: то была война неграмотных масс против собственных "образованных умников" - и в итоге масса победила своих умников. Победила и уничтожила.

Отсюда еще один страшный итог этого поражения: проигравшие умники заронили в своих победителей убеждение в том, что ум проигрывает. Что "умники" - это лузеры; что интеллект, манеры, знания - это все фуфло, а кишки у "г-д офицеров" и "прохвессоров" точно такого же серого цвета, да и черепа раскалываются точно так же.

Большевики на основе своей победы в войне со старорежимными умниками сделали вывод, что их ВОЛЯ всегда переможет чужой РАЗУМ; не зря у них комиссар - безграмотный мужик или постигший Тору иудей - был поставлен НАД командиром (часто - принужденным "военспецом"), и ни один приказ командира не был действителен без подписи комиссара!

Поэтому немцы нас и били. У наших командиров просто элементарно не было развито мышление, они не понимали - в силу неразвитости - элементарных вещей, типа того, что не надо в маневренной войне растягивать все свои силы в обороне непрерывной равномерной цепочкой. В этом даже нельзя их винить - как не можем мы винить пятиклассника, что он не сумеет решить дифференциальные уравнения. Они не только этого не знали - ИХ НЕКОМУ БЫЛО НАУЧИТЬ.

Поэтому, в частности, Мерецков спокойно объяснял череду поражений своих армий в болотистой местности под Ленинградом тем, что "наша армия не имела еще опыта военных действий в болотистой местности". Он не задается при этом вопросом - а откуда ж такой опыт взялся у немецких солдат и их командиров? Почему они СРАЗУ научились бить наших в НАШИХ же болотах, а Мерецкову еще требовался какой-то "опыт"?

Да всё потому же. Потому что настоящее образование - это и есть возможность принимать правильные решения, опираясь не только на опыт, но и на усвоенные тобой знания, накопленные ДРУГИМИ.

А ведь Сталин еще и периодически "чистил" армию, чтобы она становилась еще более "рабоче-крестьянской"! Почему? Да потому что большевикам, помимо боепригодности, приходилось еще и оценивать свою армию с точки зрения лояльности. "Слишком умные", "слишком инициативные" командиры им были не нужны даже под угрозой большой войны - так как умный командир способен развернуть оружие куда угодно.

В итоге мы теряли миллион за миллионом в котлах, в бесплодных атаках "в лоб на пулеметы". Это был "героизм", густо замешанный на глупости, бездарности, элементарном непонимании азов военного дела. Реальность в лице немецких генералов учила большевиков - но они учиться не хотели, они всё туго помнили свой опыт Гражданской и скручивания народа в бараний рог в 30х. Они плевали на доводы разума: "течет вода Кубань-реки, куда велят большевики!"

Только один шокировавший меня пример - из авиации. Уже не секрет, что буквально на протяжении всей войны наша авиация намного уступала по всем показателям (кроме численности) авиации противника. Уступая в численности сначала в разы, а потом и на порядки, гитлеровские "стервятники", тем не менее, успешно выполняли боевые задачи, при соотношении потерь 1 к 6 (на один сбитый немецкий - шесть наших).

В чем причины? Первая - конечно же, гораздо более низкий уровень подготовки летчиков. В "налете" тренировочных часов разница тоже на порядки - но уже в пользу немцев. В итоге молодые летчики, как правило, попадая в войска, едва умели держать машину в воздухе, не говоря уж об умении маневрировать в бою и целиться. Видимо, предполагалось, что они должны "учиться" по ходу, уже в бою, у своих "старших товарищей" - опытных летчиков.

Хорошо. Однако вплоть до 1943 года (!) Советские ВВС практиковали такой метод: воздушные полки бросали в бой до тех пор, пока они не выбивались почти полностью - т.е. не теряли по 80 и более процентов летного состава; только тогда их выводили на переформирование. То есть - дожидались, пока погибнут ВСЕ, включая "стариков" - и снова наполняли его молодым "пушечным мясом". Естественно, при такой "ротации" никакого накопления боевого опыта - пусть хотя бы и самым затратным и страшным путем - не происходило. Всякий раз на бой с немецкими асами уходил молодняк!

Вот очень характерное отношение большевиков к самой идее обучения и образования. Она им была органически чужда.

Однако и это еще не всё! Битва большевиков с РАЗУМОМ была еще глубже, она уходила В КОРЕНЬ народа! Вот такой, также весьма известный из воспоминаний многих фронтовиков факт (цит. по Бешанову): очень многие наши солдаты после войны вспоминали, как их шокировало сознание абсолютно разного КОМФОРТА и ОБУСТРОЙСТВА, в которой проходила война: "Почему-то мы всегда, сколько помню, лежали почти на земле, в чистом поле, заливаемые водой, почти без кормежки, без горячего, бани не видели по полгода, погреться негде; а немцы почему-то - всегда в деревнях, у них окопы, блиндажи утепленные, всё оборудовано, в окопах шнапс, шоколадки (!)..."

Это что? Это уже не просто "образование", не просто "офицеры". Это, по-видимому, указывает еще и на то, что в нашей армии, помимо офицеров, были еще до войны повыбиты те, что называются в народе СПРАВНЫЕ МУЖИКИ. Те, которые как раз потому и справные, что лежать зимой посреди поля под открытым небом не будут, ЧТО-НИБУДЬ придумают...

Однако ведь и таких большевики, в полном соответствии со своей идеологией, повывели! "Справные", "себе на уме" - это ведь не батраки, не деревенская голь; СРЕЗАЯ КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ, заодно срезали лучших не только в городе, но и в деревне!

Совпатриоты могут, конечно, лопнуть от такого "кощунства", но факт остается фактом: ВОВ вполне можно представить как затяжную битву образованных, лощеных европейцев с ДИКАРЯМИ. И дикари опять, как и в Гражданскую, победили - но гораздо более дорогой ценой.

Какой вывод из всего этого? "Стоит ли ворошить прошлое"? Стоит, хотя бы потому, что ГЛАВНАЯ особенность большевистского сознания никуда не ушла, она здесь, и она определяет моральную атмосферу даже у нас, в нашем постсовке. Эта атмосфера - антиинтеллектуализм.

Умные - это ничто, это лузеры; напряжение воли, слово Пахана - это всё. "И как один умрем в борьбе ЗА ЭТО". Эти две Великие Победы над умниками - в Гражданскую и в Отечественную - определяют всю нашу общественную психологию.

Бедная Россия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 317 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →