Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Битва за статус

В нашумевшей истории о том, как Божену Рынску схватили за попу и что из этого вышло, мои симпатии, скорее, на стороне Божены. Мне вообще импонируют одиночки, готовые в защите своего достоинства идти до конца, даже невзирая на отстутствие поддержки и общую враждебность окружения.

Другое дело, что Божене не мешало бы видеть, что произошло на самом деле - в конце концов, речь-то о ее среде обитания, и неумение различать реальную опасность может обойтись весьма дорого. Впрочем - тут, похоже, реальное вытеснение, ибо осознавать всю правду Божена просто не готова...

Тут есть два плана анализа. Начнем с самого общего, "группа - одиночка".

Весь ее рассказ выстроен как описание конфликта между ней и неким неизвестным молодым человеком- "хамом", и все свои выводы Божена делает, строго исходя из этой предпосылки. Однако ж это очевидно не так; любитель женских поп - это эпизод. Реально Божена описала свой конфликт С ТУСОВКОЙ. Любопытно, отдает ли она себе в этом отчет...

В принципе, все произошедшее - классический конфликт одиночки и сложившейся группы. По тексту разбросано МНОЖЕСТВО (отдадим должное Божене как репортеру) свидетельств, как ГРУППА пытается указать Божене на принятые в ее среде нормы поведения, а также на ее, Божены, место в групповой иерархии.

Фактически по ходу всей истории Божена только тем и занимается, что пытается - не только словом, но и силой (привлечение милиции) - заставить группу отказаться от принятых ею норм и принять предлагаемые Боженой нормы. А ведь из социальной психологии известно, кто единственный вправе изменять ранее сложившиеся групповые нормы. Кто? Правильно - новый лидер.

Фактически Божена попыталась совершить крупный скачок: из приглашенного гостя - в лидеры. Попытка оказалась с негодными средствами: мы видим, что у Божены даже не нашлось ни одного СОЮЗНИКА.

Собственно, теперь мы можем разложить весь эпизод в терминах социальной психологии групп.

Итак: Божена попадает в новую группу ("тусовку") на правах рядового участника, и честно старается вести себя в соответствии с групповыми установками - в частности, садится на стул так, как в группе "принято" ("гламурно"). Один из членов группы предпринимает по отношению к ней действия, которые сама Божена воспринимает как неуместные и оскорбительные. Далее идет серия диалогов, в которых Божена пытается указать другим членам группы, что с ней ведут себя "не по правилам". Все (!) в той или иной форме дают понять Божене, что беспокоиться не о чем, так как все случившееся с ней "нормально"...

Здесь - ключевая развилка. В этом месте Божене уже вполне можно было бы понять: конфликт у нее не с кем-то из отдельных участников, а с НОРМАМИ группы, то есть попросту - с самой группой, и потому у нее лишь два выхода: принять эти нормы как данность или покинуть группу.

Однако Божена избирает третий путь - и с этого момента события как бы раздваиваются: у них появляется поверхностный, то есть кажущийся план - и скрытый сущностный, то есть социально-психологический. Божена решает "отомстить" обидевшему ее члену группы - а на самом деле доказать всей группе, что ее нормы условны и не являются правильными с точки зрения Божены. Как говорил про такие случаи Эрик Берн, "Люди замечают, что все происходящие вокруг них есть игра, лишь тогда, когда кто-то нарушает ее правила".

Впрочем, и это еще не весь анализ.

Вернемся к первой фразе разбора: "Божена попадает в новую группу ("тусовку") на правах рядового участника". Точнее, так выглядит только с формальной точки зрения. На самом же деле не так: сама Божена, очевидно, считает себя чуть ли не ВИПом, а для "тусовки" она - наоборот, "участник второго сорта". Причем сама же Божена и объясняет, почему: "у меня нет ни брата, ни мужа, ни отца", раз, и она женщина - это два. Другими словами - за ней нет СИЛЫ, с точки зрения группы.

Если еще проще: для группы Божена - приживалка, человек, приглашенный "из милости" (люди, хорошо знающие российскую действительность, здесь ухмыльнутся; да-да, очень характерное отношение к женщине-одиночке: с одной стороны - для Кавказа, с другой - для русской деревни).

И это, опять же, аспект, который Божена изо всех сил старается не замечать. Хотя из текста понятно: обидчик Божены вовсе не бродил по залу и не хватал за интимные места всех подряд дам, как это якобы "принято" для "сильно выпивших" в данной тусовке; нет.

Вся история, наконец, предстает перед нами в истинном свете - БИТВЫ ЗА СТАТУС.

По сути, Божене указывали не на некие "общепринятые" в данной тусовке правила; нет, ей указывали на правила, установленные ДЛЯ ТАКИХ, КАК ОНА.

Что же делает Божена? Она понимает эти правила, и она ИГРАЕТ ПО НИМ: вы считаете, что за мной нет силы? Так я докажу, что сила у меня есть! И предъявляет аргументы: с одной стороны, электрошокер, с другой - милиция.

Безусловно, это - отчаяние; понятно и ежу, что в той группе, к которой так жаждет принадлежать Божена, и то, и другое - смехотворно.

Есть еще, правда, некие "бандиты", якобы готовые по заказу Божены найти и переломать ноги кому угодно. Во всяком случае, ими она постоянно грозится в своем ЖЖ. Бедная глупая девочка!..

Вообще-то всем нам надо бы быть благодарными Божене Рынска: фактически она у всех на глазах проводит так называемый "включенный эксперимент" по разоблачению "мира гламура", ежечасно рискуя, как мы видим, собственной попой и даже волей-неволей ее подставляя. Но результаты видны всем желающим: гламур и блестки сползают, обнажая стальной каркас: это мир силы, признающий только силу, иерархически выстроенный так, что индусы с их кшатриями и шудрами позавидовали бы.

Одно смущает: и охота Божене тратить жизнь, доказывая то, что, в общем, всем и так понятно? Азия-с! Что сильно вверх, что глубоко вниз - целинные, непаханные болота азиатчины. Небольшие кусочки, вкрапления Европы - только посерединке. "Грустна наша Россия..."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 224 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →