Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Школа Гай-Германики

Пару дней назад на каком-то из кабельных каналов случайно увидел фильм "Взломщик". Фильм старый, еще "перестроечный" - 1987 года. Любопытный образец того, что позже начали называть "перестроечной чернухой", один из самых первых.

Я уселся его смотреть чисто из ностальгии, так как никакими особыми художественными достоинствами, надо признать, фильм не блещет. Единственное его достоинство - там играет Костя Кинчев. Для 87-го года одно это было круто: как же, крутой "неформал", рокер, весь такой контркультурный - и его сняли в ОФИЦИАЛЬНОЙ роли! Прорыв, гласность, наши побеждают!

Как актер Кинчев себя никак не проявил, возможно, всему виной был плохой сценарий: лихой рокер, "Ужас на крыльях ночи", играл какого-то рохлю из питерского двора... Но не суть. "Взломщик", ей-богу, не событие в истории кинематографа. В 87 году он чуть пошумел - потому что там в эпизодах снялась чуть не вся питерская рок-тусовка, Гаркуша, еще кто-то - а потом его прочно забыли.

Речь не о нем; речь об ощущении. "Взломщик" страдал бедой 95% советских фильмов - он так и не смог внятно РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ, но что-то в нем все же было, помимо рока "второго ряда".

Я вспомнил, что его еще хвалили тогда за "правду". Дескать, там все снимают без прикрас, "как есть в жизни". Прыгающая камера, долгие, без склеек, сцены, когда камера просто "переезжает" от одного лица к другому; "неформальные", "непричесанные" разговоры "ни о чем" - мат не мат, но близко к тому; дикие ракурсы; изломанные персонажи в диких "прикидах"; какие-то комнаты, комнаты, подъезды, опять комнаты, "живой", то есть малоразборчивый звук, полное отсутствие закадровой музыки...

Я смотрел все это, пытаясь поглубже погрузиться в ностальгию - и вдруг поймал себя на мысли, что мне этот "Взломщик" что-то дико напоминает... Прям вот недавно видел нечто похожее, почти идентичное...

И тут меня осенило. Ба! Ну конечно! Сериал "Школа"!!

Ей-богу, один в один. Те, кто вещал о "невиданных художественных открытиях Гай-Германики" и "открытии нового стиля", опять же "ПРАВДЫ" - могут расслабиться. Все это уже было - в малоудачном "Взломщике" 1987 года.

Все чаще говорят, что наше время, "постнулевые", чем-то неуловимо напоминает вторую половину 80-х, "канун Перестройки". Такая вот параллель - по-моему, еще одно наглядное тому подтверждение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments