Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:
  • Mood:

"И что мне от любви осталось ныне?"

Футбольный ЦСКА почти вышел в финал Кубка УЕФА. Баскетбольный ЦСКА чуть-чуть НЕ вышел в финал "Финала четырех" Евролиги. События потрясающие, которых еще не знала, по крайней мере, ФУТБОЛЬНАЯ история что России, что и целого СССР.
Однако в радости от побед НАШИХ (?) клубов у привычного ко всему российского болельщика есть и неслабая доля этакого... недоумения. Потому что, как ни крути, а в победных кличах комментатора что-то смущает. "Одия прошел по правому флангу, отдал Красичу, тот эффектно отыграл на Олича... О! Олич прорвался вперед, его сбили... Но мяч подхватил Карвальо! Вперед! Удар!! Мяч отбил вратарь, но набежавший Вагнер Лав добивает его в сетку! ГОО-О-ООЛ!!!! Виват, Россия! Мы - ВПЕРВЫЕ В финале Кубка УЕФА!!! Боже, какое счастливое лицо у Рахимича..."
Хм! И что - вот ЭТО ВСЁ - это про ЦСКА? "Армейский" клуб "из Москвы"? Э-э... Ну, конечно. А как же. Да-да. Ура. И еще раз - ура.
Что-то мешает. Очень НЕПРИВЫЧНО. И это у футбольных болельщиков. Что ж говорить о баскетбольных, если там в "стартовой пятерке" выходят 5 игроков, НИ ОДИН из коих не является россиянином (зато есть негры), а тренер - ТОЖЕ нерусский?

И так - отнюдь не только в ЦСКА. Та же картина - в футбольном "Спартаке", в "Динамо" (Москва) - в последнем вообще играет целая колония игроков сб. Португалии... Как быть в этой ситуации давним болельщикам? Молодые-то что, молодые все равно ничего не понимают... :)
По-моему, для начала надо разобраться - а ЗА ЧТО вообще они болеют. Что сие означает ДЛЯ НИХ - "Спартак", ЦСКА, "Динамо"?
Сразу скажу, что я очень хорошо отношусь к болельщикам вообще: они для меня - пример по-настоящему БЕСКОРЫСТНОГО, человеческого отношения. Ведь, согласитесь, в наше время крайне редко можно встретить пример того, как один человеку желает другому (группе других) УСПЕХА, искренне за них переживает, старается поддержать - и это при том, что ЛИЧНО ему от чужого успеха АБСОЛЮТНО ничего не перепадет! Ну, в самом деле, что изменится в жизни для болельщика, если его "Спартак" победит? Да ничего! Денег ему дадут? Нет. По службе продвинут? Да ни за что! НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.
А он "болеет". Осталось выяснить - ЗА ЧТО?

Что есть "ЦСКА"? Шире - что такое вообще клуб с определенным названием? Что такое "Спартак", "Реал", "Динамо" (Киев) и т.д.?
Я в последнее время склоняюсь к мысли (методом исключения) что ОНО - это и есть НАЗВАНИЕ. И все. И больше НИЧЕГО.
Вот есть, допустим, имя - Иванов Сергей Иваныч. Это ИМЯ обозначает некий СУБЬЕКТ, как предполагается по умолчанию, СУБЪЕКТ с некими постоянными характеристиками (как то - внешность, отпечатки пальцев, манера говорить, национальность, походка и т.д. и т.п.) Это ОБЫЧНО, это ПРИВЫЧНО.
А вот в случае с КЛУБОМ - извините. Когда мы зададимся вопросом, какие ПОСТОЯННЫЕ характеристики задает ИМЯ (название) того или иного клуба - тут почешешь в затылке. Недолгое размышление, обзор фактов приводит к простому выводу: единственная постоянная характеристика, которая задана именем - это, собственно, само это ИМЯ. И все. Ну и еще, конечно же, история (как в случае с человеком - биография). "Летопись славных побед".
И наоборот: нет имени - нет НИЧЕГО.
Это все равно, как если бы "Иванов Сергей Иваныч" сегодня был бы русским, беспартийным блондином - болельщиком ЦСКА, завтра - хохлом, парашютистом и к тому же женщиной, а послезавтра - вообще негром преклонным годов, классно играющим на тромбоне. Что общего между всеми этими людьми?
Опять ИМЯ!

Или - всплывает название - brandname. Бранднейм!

Перед нами уже проблема, далеко выходящая за рамки этой дискуссии по поводу ЦСКА. Бранднейм - ЧТО ЭТО? Что за этим скрывается?
Ведь и Sony - это тоже бранднейм. Как и ЦСКА. А что означает "Сони"? То, что вещь собрали японцы? так ведь нет. Вещь, как правило, собрали или малайзийцы, или китайцы.
Что вещь ИЗОБРЕЛИ японцы? Абсолютно не факт.
Что вещь изобрели люди, РАБОТАВШИЕ в это время в компании "Сони" - потому что там хорошие конструкторы? Так и это не факт. Вполне вероятно, что "Сони" приобрела патент, только и всего.
Что же такое, блин, "Сони"?
Это "гарантия качества". Но, позвольте, КАЧЕСТВО - характеристика БЕЗЛИЧНАЯ. Это ОЦЕНКА. "Я видел сегодня дядю Славу. - А он какой? - Он ХОРОШИЙ". Что мы узнали о дяде Славе? НИЧЕГО. Потому что нам не дали СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ характеристики.
То же и со спортивными клубами. Точнее, с ними этот ОБЩИЙ процесс просто более нагляден.
Видимо, более точно задать вопрос так: какие содержательные характеристики предполагает название ЦСКА?
Скандал-Макс предлагает (или хотел бы предлагать) ответ "русский" (по составу игроков) клуб. Но этот ответ очевидно неверен.
Сама администрация клуба предлагает ответ "ЦСКА - это клуб, который всегда выигрывает". Более того: почти ВСЕ клубы сегодня предлагают ЭТОТ ответ в качестве своей самоидентификации. Так же, как "Филипс", "Сони" и т.п. говорят о себе, что "Филипс", "Сони" и т.д. - это "гарантия качества".
И мы чувствуем, что "что-то не то".
Потому что содержательных характеристик в "бранднейме" нет.
И в клубе, получается, нет. Есть только "работает - не работает". "Берет титул - не берет титул".

Как в моем старом любимом анекдоте про милиционеров: "Слышь, Вась, выгляни - мигалка-то у нас работает? - Сейчас. Щас скажу. Так: работает - не работает - работает - не работает..."
Вот и всё.
От любви остался только бранднейм.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments