Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

О Мировой Жабе

Прошлый пост-цитата был от бывшего "яблочника"; а вот похожие мысли с другого берега - от бывшего, наоборот, видного единоросса (и просто умного человека) Алексея Чадаева. Когда идут такие сближения вроде бы полярных идеологически авторов - это кое-что значит.

"Краткая Теория Мировой Жабы

Почему-то в откликах на мою мини-лекцию об устройстве политико-партийно-выборной системы в России больше всего вопросов о том, существует ли на самом деле Мировая Жаба или нет. Вынужден высказаться развёрнуто на сей щот.

Грэбер в «Долге» убедительно показывает, что ключевым элементом системы работорговли на Берегу Слоновой Кости были местные царьки, которые табунами гнали соплеменников в трюмы португальских парусников в обмен на всякие ништяки из белого мира. В общем виде, коррумпирование местных элит и взятие их в долю в «бизнесе» по ограблению их же стран — ключевой механизм всей мировой колониальной системы. Но эта механика претерпела за века известную эволюцию.

Изначально белых людей вполне устраивало, что царьки у себя полностью своевластны и творят с соплеменниками что хотят. Но царьки, подкопив жирку, рано или поздно всегда начинают борзеть и выкаблучивать; а главное — требовать увеличения своей доли. Поэтому возникла новая концепция: продвигать в колониях т.н. «демократические стандарты», в первую очередь — принцип регулярной сменяемости власти (то, ради чего все и делается). Каждый туземный бабай должен понимать, что он сидит на своём золотом унитазе временно, а если еще и будет нарушать конвенции, то это время можно и уменьшить. Это делает бабаев куда более сговорчивыми, а их мотивацию сводит к вполне приемлемому «нагрести на старость, пока сидишь».

Но бабаи тоже не совсем идиоты — они изобрели массу способов выкрутиться и сделать так, чтобы все эти завезённые белыми людьми «процедуры» и «стандарты» никак не мешали сидеть столько, сколько захочется. Способы не всегда изящные — наше местное «обнуление», к примеру, вышло довольно кринжовым по стилю, но важен, как известно, не футбол, а счёт на табло.

Поэтому колониальная система постепенно начинает двигаться в сторону модели, в которой можно обходиться вовсе без местных бабаев, или, по крайней мере, вообще никак с ними не делиться. Главное, что придаёт вдохновения — понимание, что технологии наконец-то позволили промывать туземцам мозги напрямую, управляя этим дистанционно, и бабаи не могут с этим сделать ничего или почти ничего. Более того: даже и рабов теперь не надо вывозить на плантации кораблями — они могут успешно производить прибавочный продукт для белых людей, оставаясь на своей земле в своей естественной среде обитания. И опять же, с бабаями при этом можно совсем или почти не делиться.

Собственно, происходящее у нас сейчас я понимаю как тестовый полигон по отработке технологий дистанционного производства колониальной власти новой формации из местного вестернизованного прекариата. Причём власти такой, с которой, в отличие от действующей, можно будет вообще или почти не делиться колониальной прибылью — отсюда такой значимый акцент на т.н. «борьбе с коррупцией» у всей движухи.

Соответственно, все защитные действия «режима» — ответная реакция, осуществляемая в логике защиты активов. При этом они до сих пор не понимают, чем именно так провинились перед партнерами. Но правильный ответ — ничем; просто, с точки зрения этих самых партнеров, пришла пора пересматривать структуру долей в бизнесе. И, главное, возможности позволяют. Почему кот лижет яйца? — потому, что может.

Тезис Байдена про то, что эпоха экспорта демократии закончилась — он на самом деле об этом. Наступает эпоха, в которой белым людям собственноручно заморачиваться институциональным дизайном политических систем на мировой периферии совсем необязательно. Важнее выращивать и нагуливать прослойку местных с нужным набором констант мышления, а дальше они рано или поздно сами сделают как надо. А будет то, что они сделают, внешне выглядеть как прям «демократия» или, наоборот, «халифат» — да какая разница, дикари же. Главное — следить за тем, чтобы у каждого папуаса обязательно был смартфон. Еды может не быть, а вот смартфон — положняк.

Но уж с этим Жаба как-нибудь да справится.

Кстати, чо там тринадцатый айфон, норм?"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Горе-злосчастье и чудесные френды

    Сегодня - с одной стороны, прекрасный день. Мои чудесные друзья и читатели в соцсетях оказались очень отзывчивы и вполне всерьез отнеслись к моей…

  • SOS! Нужна помощь!

    Друзья, дела складываются хреново. У вашего хозяина блога всё совсем плохо, хотя надо совсем немного, пытался раздобыть срочно 10 тысяч (!)…

  • 2500 Томагавков

    Генерал Гурулев родился в Москве в семье потомственных военных, говорит нам Вики, и за свои 57 лет сумел достать своим языком без костей даже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Горе-злосчастье и чудесные френды

    Сегодня - с одной стороны, прекрасный день. Мои чудесные друзья и читатели в соцсетях оказались очень отзывчивы и вполне всерьез отнеслись к моей…

  • SOS! Нужна помощь!

    Друзья, дела складываются хреново. У вашего хозяина блога всё совсем плохо, хотя надо совсем немного, пытался раздобыть срочно 10 тысяч (!)…

  • 2500 Томагавков

    Генерал Гурулев родился в Москве в семье потомственных военных, говорит нам Вики, и за свои 57 лет сумел достать своим языком без костей даже…