Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Проклова и ящик Пандоры. Социология харрасмента


Елена Проклова в фильме "Мимино"

В России разразился очередной громкий скандал из серии «Миту по-русски». На этот раз с откровениями выступила «женщина-вамп» советской эпохи Елена Проклова. В своих последних интервью, из которых самое заметное было для рейтинговой программы НТВ «Секрет на миллион», она рассказала о своих многочисленных сексуальных похождениях в 60-80х годах прошлого века – о том, какие знаменитые актеры и режиссеры «попадали в ее сети», как она разбивала не только сердца, но и семьи, как унижались кумиры советских времен, выпрашивая у нее хоть немного «комиссарского тела»… И среди всех этих шокирующих подробностей из серии «Долой стыд!» поведала и главное – о том, что сделало ее такой. По версии Прокловой, дело, по сути, в уголовке: когда она была еще девочкой и только начала сниматься в кино, ее сразу начали разными способами домогаться многочисленные взрослые (!) киноработники, делая это грубо и ни в коей мере не считаясь с ее чувствами.

Когда ей было 12 лет и она снималась в фильме-сказке «Снежная королева» (в роли ни много ни мало Герды), ей отравлял существование некий помощник режиссера: они жили в гостинице, и он имел обыкновение зажимать девочку в темном коридоре и, что называется, «лапать» («Лолита» на тот момент уже 10 лет как была написана). Ну а в 15 лет ее уже в буквальном смысле развратил «известный актер и режиссер», с которым она снималась в одном фильме. Имени Елена не назвала, но общественность провела изыскания и сегодня почти никто не сомневается, что речь шла о покойном Олеге Табакове и съемках картины «Гори, гори, моя звезда» (которую по непонятным причинам практически никогда не показывают по телевизору).

Скандал разразился страшенный, на Проклову вылили ушаты дерьма, причем по большей части – ее же коллеги-актрисы примерно ее возраста. Проклову заклеймили позором Яна Поплавская («красная шапочка»), Инна Чурикова, Татьяна Бронзова. Артист Никоненко назвал слова Прокловой «слабоумием» - и т.д.

Правда, пришла и поддержка: весьма известная в советское время актриса Лариса Лужина, которой 82 (!) года (она старше Байдена) – вспомнила на днях, что и ее домогались на съемках в советское время. «Актриса заявила, что в ее жизни «была подобная ситуация», когда двое мужчин и помощник режиссера из киностудии Горького приехали в Таллин подбирать артистов для фильма «Две жизни». Ее пригласили в гостиницу на переговоры и сказали, что нужно посмотреть на нее без одежды. «Там якобы была сцена, где героиня обнаженная купается в ванной. Я сказала, что не буду раздеваться, и ушла», — вспоминает Лужина. Позже Лужину опять вызвали на пробы, один из мужчин ей сказал: «Переспишь со мной – будешь играть в этом фильме». Актриса отказала, из-за чего ей не дали роль. По ее словам, такой случай был с ней один раз за всю карьеру»

Надо, конечно, еще сказать, что «скандал» все-таки явно отдает нафталином, и его обсуждают в основном в старперской среде, «те, кому за 40» (а то и за 50). Молодежь зачастую просто не понимает, о ком идет речь, «кто все эти люди». Да и то сказать: Елене Прокловой 67 лет, Лужиной – 82, Табаков умер 3 года назад в возрасте 83 лет… С другой стороны, аудитория телевизора, как и аудитория ЖЖ – как раз и есть по преимуществу старперская, поэтому где такое обсуждать, как не здесь? Тем более, что сами по себе обстоятельства, порождающие все эти «me too», никуда не деваются. Так что – погнали!

Главные возражения «против Прокловой» - естественно, доказательства, которых нет. Да и откуда им быть, если речь о событиях более чем 50-летней давности? Можно говорить лишь о какой-то психологической достоверности. Но вот с этим как раз порядок, картинка складывается. Скажем, со стороны Прокловой: меня поразило, как она в телевизионном интервью призналась, что ей «не нравится секс». И сказала это с искренним отвращением! Любопытное признание из уст «секс-символа», а точнее – символа разврата позднесоветского времени! Ее «репутация» была такова, что мне мамина подруга Аллочка, классическая старая дева, типичная любительница кино из советской интеллигенции, не пропускавшая ни одного закрытого кинопоказа, году так в 1984 рассказывала, что «Проклова – неприличная женщина, она в спецфильмах «для заграницы» снимается!» И с каким непередаваемым советским ханжеством она произносила! Я не понял, что за «спецфильмы» - и она мне, кривясь от отвращения, объяснила, что в СССР, дескать, снимают фильмы для продажи на Запад «за валюту», которые советским людям не показывают, и там все «делают Это», а Проклова в них – главная звезда!


Елена Проклова в фильме "Гори, гори, моя звезда".

То есть такие вот мифы реально ходили среди «продвинутых» киноманов - и это, заметьте, в условиях полного отсутствия в совке «желтой прессы». Чистое изустное творчество! Тут характерно всё: и святая вера в то, что с приставкой «спец» в Союзе могут делать что угодно, и что это «спец» не для народа, и что «для продажи за валюту» можно пойти на всё, и что «от народа скрывают»… до начала горбачевской перестройки оставался год. Ну а то, что в «звезды советской порнухи» записали именно Проклову – как раз говорит о ее специфической репутации…

И вот такая женщина говорит о своем отвращении к сексу! Если вдуматься, это как раз очень логично, и это часто бывает следствием детских травм подобных той, что описала актриса. Поведение «женщины-вамп» - невротическое поведение, она не живет нормальной половой жизнью, а именно что «мстит» всем мужчинам разом, заодно добиваясь каких-то своих целей, используя секс как оружие. При смазливой внешности «успех» обеспечен – но, как легко заметить по лицу Прокловой, счастья самой «мстительнице» это всё тоже не приносит, так как от «секса как оружия» она получает всё, кроме простейшего – удовольствия и ощущения БЛИЗОСТИ. Увы.

И, с другой стороны – все кажется весьма достоверным и для психотипа самого Табакова. Вспомним, как описывает Проклова «соблазнение»: он увозил 15-летнюю школьницу в лес (!), чтобы «читать басню» - и там приставал к ней всеми способами, раздевал ее, щупал и лапал, доставал свое «хозяйство» и требовал его тоже держать, но… всё, говоря языком милицейских протоколов, «без проникновения». То есть – никаких улик! И – лес, с гарантией без свидетелей. «Мое слово против ее слова». Очень осторожное и умное поведение «любителя нимфеток».


Олег Табаков в фильме "Гори, гори, моя звезда"

А вспомним, какое было прозвище у Табакова среди коллег-актеров – «царедворец». «Он был опытным царедворцем и, дружа с душными властителями страны, десятилетиями напролет насыщал родную страну - кислородом свободы…» Это писал Шендерович в 2018 году, еще до всех скандалов, в самом восторженном духе. Не зря ведь он под конец жизни управлял аж двумя театрами одновременно, причем оба содержались за казенный счет. Человек был крайне осторожный и умный.

И, как мы знаем, женился на собственной студентке на 30 лет младше себя. Читаем в Википедии про Марину Зудину: «В 1981 году, в возрасте шестнадцати лет… пришла в ГИТИС на конкурс к Олегу Табакову и попала уже не на основные туры прослушивания, а — в добор, сразу прошла собеседование, получила две пятёрки и поступила сразу на второй курс». То есть – во вполне «прокловском» возрасте Табаков взял ее в обход всех и всяческих условий сразу на второй курс. Она что – гениальная актриса? Вторая Чурикова? Да вроде нет…
Правда, в той же Вики указано, что «встречаться с женатым педагогом Олегом Табаковым» она начала лишь в 1985 году, то есть в возрасте 20 лет. Однако это вполне может быть «легендой прикрытия». Словом, история с Прокловой – это ПОХОЖЕ на Табакова. Хотя и не более того. У нас есть только признание самой Прокловой и некая психологическая достоверность – больше ничего нет. Основание ли это – утверждать, что Табаков – это был такой «русский Харви Вайнштейн»?


Марина Зудина и Олег Табаков в молодости

Оснований недостаточно, но есть повод рассмотреть ситуацию в общем виде – имея в виду, что в таком виде она одинакова везде, и в Голливуде, и в Москве. А вот если смотреть так – совершенно очевидно, что периодические домогательства к актрисам – это неизбежность, и их просто не может не быть! Ведь перед нами, если без ханжества, смотреть лишь на саму социальную инженерию – классическая ситуация «бутылочного горлышка», когда на входе – огромная толпа, а пройти может только один (одна), а сам отбор осуществляется по НЕЯСНЫМ, неподдающимся никакой полной формализации критериям. Это – родовая особенность кинематографа, и не зря столько секс-скандалов связано именно с «отбором на роли».

Здесь важна еще и такая особенность, о которой часто забывают: кино (во всяком случае до последнего времени) – это всегда был мощнейший социальный лифт. Социальное расстояние между, условно, продавщицей в универмаге и «звездой экрана» - ОГРОМНО, его даже в деньгах нельзя измерить. Дело не только в гонорарах (хотя и в них тоже, конечно). Но и все остальное, что прилагается «бонусом» - народная любовь и обожание, вхожесть в самые высокие круги, гордость родителей, зависть всех сверстниц и сверстников, богатые поклонники, МЕСТО В ИСТОРИИ (а что? Как говорила злая Раневская – «Сняться в плохом фильме – это плюнуть в вечность»). Все и сразу, а нужно – всего лишь исполнить роль!

И с другой стороны: а как режиссер отбирает на роль? Формальных критериев может быть масса, но все они неисчерпывающие, да и даже их всегда можно перебить знаменитым авторским «Я так вижу!» В самом деле: ведь после первичного отбора на роль – когда отсеют всех кривых, слепых и слабоумных – все равно ведь останется еще много претенденток. Поставим задачу так: скажем, после тщательного отбора осталось три девушки – Маша, Таня и Галя. Все красавицы, умницы и комсомолки. Как из них выбрать ОДНУ, если они, по сути, равноценны, и ни про одну нельзя дать гарантии, что именно она «выстрелит»?


Кастинг в Омске

Всякие «теории оптимизации выбора» нам говорят, что в таких случаях можно воспользоваться любым внешним, даже не имеющим отношения к делу, «критерием отсева». Например, кидать монетку, называя фамилии по очереди: «орел» - прошла, «решка» - пошла вон. Но, естественно, поскольку отбор ведут, как правило, самцы, а перед ними – отборные и молодые, то есть крайне соблазнительные самки, «критерием отсева» у них зачастую становится такой: надо предложить каждой переспать. Кто откажется – пошла вон, какая согласится – берем на роль. С точки зрения «оптимизации выбора» - нормальное решение.

(правда, следует понимать, что и сами претендентки тоже вполне в состоянии понять и воспроизвести эту логику; поэтому вполне может быть, что согласятся все три – и режиссеру все-таки придется бросать монетку…)

Вопрос: а почему сами участницы не поднимают шум, не жалуются в полицию, в партком, в местком? И это тоже, к сожалению, понятно. Объяснение – все та же ситуация «бутылочного горлышка»: претендуют многие, снимаются (в отношении к количеству претендентов) – единицы. Мир кино, а точнее – мир режиссеров и продюсеров – волчий и УЗКИЙ мир со своими волчьими законами. Стала скандалить – есть шанс получить «волчий билет», то есть – тебя не будут рассматривать в принципе, ни на одну роль. А это – потеря. Плюс, естественно, круговая порука и та же упомянутая социальная дистанция: «продавщице универмага» по определению веры меньше, чем «заслуженному артисту».

То есть с точки зрения моей как социолога – ситуация такая же, как… с дедовщиной в армии: дедовщина и возникает, и, главное, постоянно ВОСПРОИЗВОДИТСЯ не потому, что «люди плохие» в какой-то конкретной части, а потому что таков социальный механизм, который делает «дедовщину» социально выгодной для всех участников (я подробно объясняю, почему «молодым», которых избивают и унижают «деды», «дедовщина» представляется более выгодной, чем «жизнь по уставу», в своем цикле про неуставные отношения в армии).

Так и здесь: сама архетипическая ситуация «отбора на роль», пока существует кинематограф, порождает домогательства ПО УМОЛЧАНИЮ. И если умолчание по тем или иным причинам обеспечено – домогательства будут. Не «всегда и у всех» (так не бывает), но часто и со многими.

Причем – скажу еще одну крамольную вещь, которая неминуемо взбесит всех совков… но, как говорится, «истина дороже». Совок по самой своей сути должен был порождать самую откровенную и работающую как конвейер механику домогательств на съемках и, конечно, в особенности в отборе на роли. Удивили разоблачения Вайнштейна – то, что там это так долго работало. Казалось бы, в США все эти унижения актрис не должны были быть в таком масштабе, поскольку там есть реальные механизмы, этому препятствующие: свобода слова, независимая печать, избираемые прокуроры, разные уровни полиции… Но если и в Голливуде эти «защиты» не сработали – то как этого могли избежать в совке, в котором не было НИЧЕГО из перечисленного, «зато» была атмосфера тотального ханжества, всеобщее нежелание начальства «выносить сор из избы» и очевидная кастовость советского общества, которая только крепла с каждым десятилетием?

Еще один параллельный пример «на понимание»: возьмем футбол. Вот тоже пример «социального механизма», в котором НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ махинаций. В футболе крутятся огромные деньги, в том числе на ставках, есть клубы богатые, есть клубы бедные, на поле тоже все решают судьи, чьи решения невозможно до конца полностью формализовать, и поэтому у них есть «право на ошибку», то есть пресловутое «я так вижу». То есть – мухлевать в футболе ВЫГОДНО… и возьмем для сравнения российский и итальянский футбол. Контраст разительный: футбол в Италии примерно раз в 10 лет сотрясают мощнейшие скандалы, связанные с подкупом судей, договорными матчами, последний раз дошло до того, что в Италии вскрыли целую сеть по фальсификации «честной игры», пересажали кучу народу, лишили звания чемпиона страны старейший клуб Ювентус (один из самых титулованных в мире) и… даже отправили его в низшую лигу в качестве наказания! Вселенский был скандал! И – наш русский футбол. Что в нем? Тишь, гладь да божья благодать. Все скандалы вспыхивают и тут же гаснут, ни один (!) договорный матч на уровне высшей лиги ни разу не был доказан, все всегда тонет, не начавшись, на уровне «нет доказательств». Вопрос: где футбол честнее – в сотрясаемой скандалами Италии или в России?

Ответ социолога очевиден: отсутствие скандалов, которые должны быть по условиям работы социального механизма, говорит не о том, что нарушений нет, а о том, что коррупция абсолютна и ее масштабы, скорее всего, превосходят всякое воображение. То есть состояние российского футбола в том, что касается махинаций, много ХУЖЕ, чем в Италии.

И то же, видимо, в еще большей степени относится к ситуации в нашем кино. Проклова, по всей видимости, лишь чуть-чуть приоткрыла крышку «ящика Пандоры». Тотальная ТИШИНА во всем, что касается домогательств к актрисам (тишина на протяжении десятилетий), говорит скорее всего не о том, что «никаких домогательств нет», а о прямо противоположном: что «переспать за роль» - это просто НОРМА. Что-то вроде «права первой ночи» у феодалов. Опять же – я не говорю, что так делают все режиссеры. Кто-то – безусловно нет. Но в целом…

Опять же – достаточно посмотреть на реакцию «общества» после выступления Прокловой. Подавляющая часть – «этого просто не может быть!» Ну, как говорится – «на нет и суда нет». То есть, если вас зажал в углу продюсер и требует снять трусы – просто поймите, что этого нет и не может быть. После чего – снимайте, не надо заставлять уважаемого человека ждать.
Subscribe

  • Злой режиссер

    На смерть Рогожкина Умер режиссер Александр Рогожкин. Как-то даже обидно, что почти все сообщения о его смерти в СМИ сопровождаются дурацким…

  • Каждый третий в реанимации... (с)

    "...Сегодня европейские СМИ полны панических ожиданий относительно зимы. «Каждый третий в реанимации вакцинирован. Что дальше?», - задаются вопросом.…

  • Лимит на ковид

    Что интересно - ЖЖ оба моих последних поста вообще не включил в свой рейтинг постов. Ни на каком месте. Видимо, "лимит на ковид" превышен. Только не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 384 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Злой режиссер

    На смерть Рогожкина Умер режиссер Александр Рогожкин. Как-то даже обидно, что почти все сообщения о его смерти в СМИ сопровождаются дурацким…

  • Каждый третий в реанимации... (с)

    "...Сегодня европейские СМИ полны панических ожиданий относительно зимы. «Каждый третий в реанимации вакцинирован. Что дальше?», - задаются вопросом.…

  • Лимит на ковид

    Что интересно - ЖЖ оба моих последних поста вообще не включил в свой рейтинг постов. Ни на каком месте. Видимо, "лимит на ковид" превышен. Только не…