к/ф "Никто", актер Боб
Сходил сегодня в кино на новый фильм американского сопротивления «Никто»… Точнее – сходил на новый фильм Нового Американского Сопротивления «Никто», свежачок 2021 года, по поводу которого я уже прочитал несколько восторженных рецензий в соцсетях и в СМИ. Авторы рецензий просто млели – такой, писали, душевный боевичок, главный герой такой колоритный, так все классно снято – в общем, просто «ух!»
В целом, по итогам просмотра готов согласиться – действительно душевно. Правда, чтобы в полной мере оценить работу, надо все-таки отдавать себе отчет, что фильм – именно фильм Сопротивления, и только в таком качестве имеет смысл и будет принят СВОЕЙ аудиторией; если же основную даже не Идею, а Картину мира его создателей, не иметь в виду – тогда, боюсь, фильм Ильи Найшуллера даже для не особо притязательной публики покажется неким «трешем» или «чистым и незамутненным смыслами энтертейнментом» (то есть – развлечением, А.Р.), как написала рецензентка с сайта «Кино-Театр.Ру».
Посмотрел оценки на Кинопоиске – там указано, что на IMDB аж 7,5 – что, в общем, дохрена. При этом «Никто», похоже, пока проваливается в прокате – за неделю собрал меньше 3 млн. долл., это, мне кажется, плохой старт. Но зато половину всех денег «Никто» (хотя главный герой – американец, играет его швед, действие происходит в Америке) собрал в России, и понятно, почему: там половина действия проходит в ночном клубе русской мафии под песню «Милый мой бухгалтер», в роли главного антагониста – наш Алексей Серебряков, и скажу еще больше: я вот убежден, что в эпизоде там снялся сам Шнур! Нигде пока не нашел подтверждения – но глаза-то меня не обманывают. Кто не знает протокольную рожу Шнура?? Он там точно есть в эпизоде, играет русского бандита, которого убивает отец главного героя! Обидно лишь за то, что Шнуру в роли рядовой «торпеды» не дали вообще ни одного слова произнести в кадре – он там абсолютно бессловесный, да и убивают его почти сразу после появления.
Если брать чисто сюжет, то он, конечно, вторичен просто донельзя. Думаю, можно это назвать даже плагиатом – поскольку сюжет просто полностью повторяет «Джона Уика», вплоть до того, что и мафия там одна и та же – русская. Но все-таки различия есть: в «Уике» идея Сопротивления (можно, впрочем, назвать ее и Новой Американской Мечтой) выражена не так явно и открыто.
А вторым «источником и составной частью» фильма «Никто» можно, думаю, с полным основанием назвать фильм «Брат-2». Второго «Брата» и «Никто» роднит не только сюжет (герой в одиночку мочит русско-украинскую банду), но и атмосфера, а именно «мочилово под любимые хиты», причем хиты детства – то есть мочилово с такой светлой, ностальгической ноткой. Что понятно, раз уж режиссер голливудского (!), замечу, фильма – тоже наш, и наверняка смотрел "Брата-2" в самом восприимчивом возрасте. Читаем в Вики: «Илья́ Ви́кторович Найшу́ллер - родился 19 ноября 1983 года в Москве. Мать – русская, отец – еврейский олигарх Виктор Найшуллер».
Вот так вот, просто и без обмана: мать – русская, отец – олигарх. Всяко лучше, чем юрист, тут спору нет. «С 8 до 14 лет учился в Лондоне. После возвращения в Россию окончил Британскую международную школу в Ясенево. Высшего образования не имеет». Британскую международную школу… в Ясенево! Это они ГРУ, что ли, имеют в виду?! В этих ваших википедиях бывают просто шокирующие откровения, сколько раз замечал.
Но в целом – о главном. Не будем про «жутко обаятельного актера-шведа, который теперь точно станет звездой», то есть о Бобе Оденкерке (тем более что он никакой и не швед, родился в Иллинойсе). Про шведа уже и так все написали – тем более что, честно говоря, он меня своей игрой не особо поразил (хотя обедни не испортил).
Про Новую Американскую Мечту я уже просто читал где-то – поэтому опознать ее в фильме мне не составило труда. Особенно как психологу – благо носит она отчетливо компенсаторный характер. Суть ее проста. Смысл в том, что классический средний американец (так он сейчас хотел бы о себе думать) – это прирожденный убийца. Убивать он умеет лучше всех на свете, убивает он безжалостно, всех, защититься от него практически никому невозможно, только в убийстве американец в полной мере ощущает полноту жизни… но беда в том, что убивать он не хочет. Причем даже не потому, что «надоело» или «нашлись более интересные дела» - а именно из моральных соображений. Убивать НЕХОРОШО. Точка!
То есть он примерно как заядлый курильщик, который вдруг решил – и бросил курить! Типа – всё, хватит. Курение, во-первых, вредно, во-вторых, вредит окружающим («пассивное курение»), в-третьих, вообще какое-то дурацкое времяпрепровождение; сидит человек, зачем-то пускает дым – какой смысл в этом?! Не надо так делать! И вот такой решительный, с железной волей курильщик решил и бросил, и много лет не курит в принципе, даже сигарету в руки не берет – и это несмотря на то, что он курить ХОЧЕТ. Почти каждую минуту. И жизнь без сигарет представляется ему серой и бессмысленной, плывет как в тумане… Но – нельзя!
Те, кто фильм уже посмотрел – согласятся, что всё там выстроено в точности по этому лекалу. Суть в том, что герой сам себя смирил, ограничил, запер на ключ, а ключ выбросил. ЗАЧЕМ? А буквально – затем, чтобы стать другим человеком. Толерантным, тихим, спокойным, терпеливым, заботливым мужем и отцом, безупречным членом общества, который ТЯНЕТ ЛЯМКУ, даже не думая роптать – просто потому, что ТОЛЬКО ТАК и можно: все терпеть, со всем соглашаться, делать каждый день одно и то же, позволять всякой дряни плевать тебе в лицо и добиваться за твой счет привилегий, так изо дня в день, из года в год, вот уже и двое детей подрастают, и жена постарела, и нет ни денег, ни особых перспектив (семейство из четырех человек питается покупной пиццей, а когда папахен вдруг готовит ЛАЗАНЬЮ – это редчайший праздник для всех, боже, лазанья, какое изысканное блюдо, зачем же, папа, мы же привыкли к пицце вразнос!)
И это всё (об этом и фильм) при четком понимании героем того обстоятельства, что ПРИ ЖЕЛАНИИ он может один убить всех. Вообще – всех. К чертовой матери. Более того – такое желание в нем постоянно живет. И даже нарастает. Но нельзя. «Я же не такой!»
Сюжет, понятно, архетипический. Но более чем понятно, что он означает в современной Америке. Герой совершенно не зря белый, а исполняет его артист, похожий на шведа.
Еще из хорошего, что сразу располагает к фильму с начала просмотра (правда, задранную планку авторы примерно с середины безбожно снижают, уходя в гротеск): некоторый нарочитый реализм, что для боевика вообще-то нехарактерно (особенно для современного, «облегченного»). Поначалу – очень неплохие, вполне натуралистичные драки! Мы-то ведь с вами привыкли уже к «дракам» в любых фильмах на манер балетных: во-первых, герои лупашат друг друга по мордасам, прикладывают к острым и тяжелым предметам со всей дури, сбрасывают с высоты – и в итоге ни на ком даже ссадин не бывает. Во-вторых – драки обычно скоротечны (если это не Финальная Драка, которую растягивают): главный герой встречает человек пять, в рожу одному, бросок другого, двоих столкнул лбами, пятый сам убежал – ну и всё, победа.
В «Никто» первая половина – реалистичная до боли, там и драка с суперменом по имени Никто – долгая, кровавая, с реальным треском костей – можно даже, чуть-чуть раслабившись, поверить, что так примерно и могла бы выглядеть драка некоего профессионала единоборств с пятью гопниками… Но чем дальше, тем больше кинематографичность драк начинает отдавать «Джоном Уиком» - и в конце уже идет такой невероятный треш, что тут уже и создатели «Уика» позавидуют!
Я, однако, полагаю, что «полный отрыв», в который уходят создатели «Никто» во второй половине – не случаен. Более того – чем ближе к концу, тем более ироничным становится фильм, тем больше он уходит в какую-то пародию. И это сознательный прием.
Думаю, дело в том, что нам показывают реально две части: первая – реалистическая: это то, кем является герой фильма на самом деле. А вторая – она про то, кем герой себя видит в мечтах и кем он хотел бы быть. То есть герой – забитый клерк-бухгалтер в какой-то занюханной конторе, об которого все кому не лень вытирают ноги… а в своей Мечте он – Тайный Агент, находящийся на связи с каким-то «братом» (почему-то негром), которого, как мы по ходу узнаем, вроде и вовсе не существует, потому что он Уж Совсем Засекреченный. А еще у героя – отец в деменции, который в доме престарелых целыми днями пялится в телевизор, беспомощный и безмолвный… Но В Мечтах и отец еще – ого-го!
Фильм, в общем, очень простой по посылу: «Вспомните, белые братья, что лучшее, что мы с вами умеем делать – это убивать. А весь этот беспредел, который творится вокруг – это ведь просто потому, что мы ПОКА не хотим вспоминать это свое умение. Но мы-то его помним, да-да, ого-го! И не смотрите, что мы в деменции!»
Как тот курильщик, о котором я говорил выше – он тоже себя утешает, что «если уж будет совсем невмоготу, я однажды снова закурю».
И что интересно: герой в самом конце, уже перебив всю мафию и лично прикончив Алексея Серебрякова, сидит в полиции в наручниках – и что делает? Правильно – ЗАКУРИВАЕТ. В американском фильме! В 2021 году.
Закуривает долго, смачно. Вдыхает дым, выдыхает. Во всех подробностях.
Это фильм о Мечте.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →