Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Русский постпанк к 8 марта

Эпиграф: герои «нового русского любовного треугольника» в финале все втроем мирно ложатся в постель, но сексом не занимаются.


Кадр из романтической комедии.

Посмотрел я, кстати, вчера и фильм «Статус: Свободен» с тем же Данилой Козловским и Лизой Боярской, как бы «самый главный хит» российского кино 2015 года. Про него любимый кинокритик Вани Урганта Антон Долин написал восторженно: «Случилась маленькая, локальная — но сенсация. Фильм «Статус: Свободен», с плаката которого вам виновато улыбается вездесущий Данила Козловский, оказался первым в истории нового российского кино удачным ромкомом».

Ну и что сказать? Фильмец получился, как московская, собянинско-лужковская «районка» - бесплатная газета, которую никто не читает. И причина проста: нарочитая беспроблемность. «Красивые живчики на красивых ландшафтах». «Статус. Свободен» хорош тем, что это реально ОБРАЗЕЦ: все беды российского кино в одном флаконе.

Плохие актеры, никакой сценарий, ни сюжета, ни интриги, а главное – не малейшего соответствия реальной российской жизни в «современной молодежной комедии»… Хотя итоговая мысль, в общем, забавная – что любая так называемая «любовь» хороша ровно до тех пор, пока она способствует хорошему пищеварению.

Сюжет, в общем, такой: Данила Козловский, киношный секс-символ, изображает разговорного секс-символа типа Павла Воли, то бишь молодого Петросяна: он как бы выступает со сцены в ночных клубах, читая «скетчи». Ложь уже с первых кадров, как это принято в российском кино, которое просто «делает как на Западе». Ни сценариста, ни режиссера, естественно, не колышет, что никакой «стендапер» - если он не из «Камеди-Клаб», то есть большой организации, завязанной на телевизор – не смог бы жить на свои «скетчи» в реальной Москве.



Но по фильму стендапер снимает в клубе некую девушку Афину (по некоторым признакам – тяжелую наркоманку, но тема не получает развития), живет с ней два года в собственной отдельной квартире (откуда она у стендапера – история тоже умалчивает), а через два года они ссорятся и Афина уходит от Козловского к стоматологу 39 лет.

Дальше Козловский битых полфильма изображает, как он страдает от несчастной любви, пытается изводить стоматолога-разлучника несмешными шутками, грозится его чуть ли не убить… но потом между ними легкая драка, разлучник выбивает герой-любовнику зуб, а потом, в полном соответствии с известной хохмой из «Иронии судьбы» «сам сломаю – сам и починю!», спешно вставляет на место выбитого искусственный клык – лучше прежнего. После чего Петросян-стендапер и стоматолог братаются, дружно (говоря строками милицейских протоколов) «совместно распивают спиртные напитки» на квартире Афины – да и засыпают все трое в одной постели. Я уж ждал «ля МУР де труа» (МУР выделил Word, я решил не спорить) – не показали. Утром стоматолог убегает на срочный вызов, Афина и Козловский остаются в постели вдвоем – но опять никакого секса.

Так, в общем, вся безумная любовь и сходит на нет. В чем-то даже символично: герои «нового русского любовного треугольника» в финале все втроем мирно ложатся в постель, но сексом не занимаются. Значит, по мысли авторов фильма, так и должно быть в новой русской реальности. Символическим действом в этом свете предстает выбивание у героя «резца» ловким стоматологом с последующей заменой искусственным «резцом» в таинственном «врачебном кабинете». Нетрудно догадаться, что на самом деле «стоматолог» отбивает у буйного, не желающего смириться с неизбежным героя никакой, конечно, не «резец», а мужской половой член; попросту говоря, совершает его символическое оскопление.

А взамен дает искусственный член, который всем хорош, кроме, очевидно, возможностей применения по прямому назначению. Именно поэтому коварный «стоматолог» уже на следующий день спокойно оставляет ставшего абсолютно безвредным и тихим шутника-петросяна вдвоем со своей невестой в постели.

За девицу же «Афину», весь фильм сохраняющей обдолбанный вид (фирменный знак актрисы Боярской), «стоматологу» и вовсе опасаться не приходится – она, похоже, за все экранное время так и не научилась различать, кто из мужчин в какой момент перед ней находится.

Нет, в общем, по-своему фильм прекрасный – если только суметь понять его символический смысл. А он прост: главный герой занимается черт знает чем и ИМЕННО ПОЭТОМУ живет безбедно, однако есть одно «но», что безотчетно отравляет его счастливую жизнь: наличие полового члена. Именно из-за него, такого беспокойного (а вовсе не из-за какой-то Афины) герой и страдает безмерно. Слава богу, что в конце бурных и бессистемных поисков он все-таки находит своего «стоматолога», который и производит с ним болезненную, но необходимую операцию. После чего в измученной душе «стендапера» (от слова «вставать» - еще одна подсказка авторов фильма) поселяются, наконец, покой и гармония.

Побочный, но интересный вопрос – а есть ли член у самого «стоматолога»? Ответ, впрочем, очевиден – нет, и, скорее всего, и не было никогда. Стоматолог по фильму более всего похож на доброго человекообразного робота.



Чем больше я разбираю этот фильм, тем больше он мне нравится. Вот что значит – правильный ракурс! Взять хоть исполнителя главной роли Козловского! При просмотре он меня постоянно раздражал какой-то постоянной «недокрученностью» во всем: при внешней миловидности в нем – в его герое – не ощущается ни внутренней силы, ни подлинного отчаяния, ни настоящей страсти – ничего. Он пуст. И лишь после фильма догадываешься – Козловский играет человека, у которого искомого «члена» нет изначально!! Как изящно выражал ту же мысль Валентин Гафт: «Есть в нем мужское начало, но нет в нем мужского конца» (правда, речь тогда шла о папе исполнительницы главной роли, но это неважно).

Правда, тогда остается непонятным – что же тогда отбил у героя «стоматолог», если и отбивать-то было нечего?

Буду думать дальше.

UPD. И вот гениальное дополнение из комментов: "Если пойти дальше и допустить, что персонаж Боярской - не настоящая женщина, а пластмассовая кукла (а оно так и есть, если говорить о качестве актерской игры), то все становится на свои места окончательно". То есть фильм-то - о приключениях Барби и Кена в игрушечном царстве, за которыми приглядывает добрый робот.
Subscribe

  • Злой режиссер

    На смерть Рогожкина Умер режиссер Александр Рогожкин. Как-то даже обидно, что почти все сообщения о его смерти в СМИ сопровождаются дурацким…

  • Каждый третий в реанимации... (с)

    "...Сегодня европейские СМИ полны панических ожиданий относительно зимы. «Каждый третий в реанимации вакцинирован. Что дальше?», - задаются вопросом.…

  • Лимит на ковид

    Что интересно - ЖЖ оба моих последних поста вообще не включил в свой рейтинг постов. Ни на каком месте. Видимо, "лимит на ковид" превышен. Только не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Злой режиссер

    На смерть Рогожкина Умер режиссер Александр Рогожкин. Как-то даже обидно, что почти все сообщения о его смерти в СМИ сопровождаются дурацким…

  • Каждый третий в реанимации... (с)

    "...Сегодня европейские СМИ полны панических ожиданий относительно зимы. «Каждый третий в реанимации вакцинирован. Что дальше?», - задаются вопросом.…

  • Лимит на ковид

    Что интересно - ЖЖ оба моих последних поста вообще не включил в свой рейтинг постов. Ни на каком месте. Видимо, "лимит на ковид" превышен. Только не…