Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Тухлесс форева

Оскоромился – посмотрел фильм «Духлесс-2». Самому мне, конечно, и в голову бы не пришло второй раз идти на творение «пишущего ресторатора» Сергея Минаева– но сбил с панталыку критик Антон Долин из «Эксперта», которому я доверяю. Антон фильм неожиданно расхвалил. Вот и одолело любопытство – что ж ему так понравилось?

Сцены на Бали снимали на Бали.


Фильм представляет собой своеобразный эксперимент: авторы как бы задались вопросом – да полно, неужели нельзя снять вполне пропутинское, государственническое кино так, чтобы это была не развесистая клюква, вгоняющая то в сон, то в неловкость – а нечто вполне смотрибельное, в чем-то даже интересное? Или вариант того же вопроса – а можно ли критиковать установившийся в России режим так, чтобы «и овцы сыты, и волки целы» - то есть чтобы и какую-никакую правду жизни соблюсти, и «псов режима» не разозлить, а даже получить от них полновесное финансирование и последующие ништяки, а потом даже и кассу собрать??

Вот и забацали «Духлесс-2».

Конечно, всех «родовых пятен» первого «Духлесса» (клюквы настолько развесистой и тупейшей, что в этом был даже некий шик) вывести не удалось. Прежде всего потому, что к сценарию тоже приложил руку С.Минаев, наш «пелевин-лайт». Оригинал, то есть сам Пелевин, как известно, неспособен строить хоть какой-то ясный сюжет, то есть, что называется, «не умеет рассказать историю». У Минаева с сюжетами еще хуже – вместо историй всегда какой-то невнятный треш. Но «зато» у него нет ни пелевинской афористичности, ни хороших диалогов.

В «Д2» специально привлекли дополнительных соавторов-сценаристов, но история там все равно куцая, а если вдуматься – то и диковатая. Зато есть «социальная критика».

В целом можно сказать, что затея «снять социальное, НО пропутинское кино» с треском провалилась. Уж на что насквозь лояльные, всем довольные, обласканные властью пацанчики собрались – Федор Бондарчук в продюсерах, Роман Прыгунов в режиссерах! Все сплошь «дети Союза Кинематографистов». Постелили они соломки на целый сеновал, даже «проезд Путина» вставили в абсолютно северокорейском стиле. А все равно в итоге вышла какая-то антисоветчина.

Скажем, показывают они некую вымышленную «госкорпорацию «Росинновации». По идее, зритель до последнего должен верить, что контора «честная», «выполняющая важную государственную задачу». Однако уже в начале директор «госкорпорации» ведет главного героя в исполнении Козловского в некий «спецгараж» - а там стоят в ряд суперкары – Феррари, Бугатти, Порше… Такой вот скромный автопарк «росинноваторов». И директор широким жестом предлагает выбирать себе любую машинку – естественно, бесплатно. Скромный герой берет себе скромный черный БМВ.

Вся суть «инноваций по-русски»! Хотя авторы фильма явно не рассчитывали на такой эффект. Они-то хотели показать размах, удаль, богатство с фрикативным «г»… Это, мол, Москва, знай наших!!

А чего тут знать? Люди пилят государственные миллиарды – вот и все «инновации».

Потом показывают, как главный герой с энтузиазмом во взоре берется за работу – искать «подлинных инноваторов», чтобы осыпать их госинвестициями. Авторы используют момент, чтобы подпустить комедии и развлечь публику – перед нами проходит настоящий парад молодых фриков с идеями одна дебильнее другой, причем все почему-то вертятся вокруг «знакомств по интернету». На лице у каждого – «О, здесь лохи раздают деньги – авось и мне что-то обломится!»

Из горы откровенно мусорных «идей» герой выбирает идею «электронных денег», предложенную очередной шарагой юных энтузиастов – видимо, по своей дремучести (долго жил на Бали вдали от цивилизации) не зная, что ЭД давно уже есть и ничего «инновационного» тут давно нет.

Ну а потом закономерно выясняется, что все «молодые капитаны российской экономики» с горящими глазами, а также их мудрые «наставники» из числа «государственных мужей», запустившие весь проект – на самом деле занимались в основном тем, что выводили бюджетные деньги в оффшоры (видимо, за исключением тех, что тратили на Бугатти и Феррари). Герой в шоке от такого коварства, и знакомый капитан спецслужб помогает ему собрать данные, чтобы… изобличить расхитителей государственных миллиардов на пресс-конференции.

В моем изложении, боюсь, фильм звучит впрямь как некий антиправительственный памфлет. На самом же деле авторы расшаркиваются в верности строю и лично В.В.Путину на каждом шагу и каждом кадре, и, возможно, впрямь думают, что они «изобличают отдельные недостатки». Однако тут начинаешь понимать незабвенного Суслова, который в принципе на дух не переносил сатиру. Действительно, скрестить ужа с ежом невозможно: надо или делать откровенную разлюли-малину про «Путин наш рулевой», или уж снимать «Левиафан».


Дом Макса на Бали

А если в разлюли-малину добавить – для терпкости – немного «Левиафана», то все равно получится «Левиафан», только очень расфуфыренный, местами откровенно абсурдный, и оттого противный как критикам, так и сторонникам режима.

Забавный момент: авторы очень хотели ради изображения «Москвы, которая никогда не спит и решает мировые дела» поставить на титрах постиндустриальный пейзаж – ночь, сплошные небоскребы из стекла и бетона, миллионы горящих окон, за ними офисы, офисы, светятся компьютеры и кипит неумолчная деловая жизнь. Титры идут на такой панораме. Я все думал – где ж они в Москве такое нашли?! Ведь Москва-сити, как известно, стоит практически пустой – там нет и половины арендаторов, так как для заполнения Москва-сити просто недостаточно деловой активности!

Потом догадался – в кадрах «деловых небоскребов Москвы» сняли не Москву, а, видимо, то ли Нью-Йорк, то ли Гонконг. Такая вот простодушная подмена «шоб было, как у больших». Смешно и грустно.

В целом после «Духлесса-2» вдругт понимаешь… правоту украинской революции, а если точнее – сам этот их порыв «в Европу». Потому что видеть очередную агитпроповскую попытку «пригламурить нашу Азиопу» ну просто уже невыносимо.

Ведь главное ощущение «мира Духлесса» – неимоверная скука. В этой их Москве очень скучно, на самом-то деле. Даже самое передовое «изобретение» - какие-то протухшие «электронные деньги». Всякие дебилы тупо тырят бюджеты и при этом еще неуклюже что-то из себя изображают – что-то «значительное», какие-то «инновации», прости господи. Поглядишь – и подумаешь, что лучше бы они, ей-богу, просто слушали свою любимую песню «Валенки».

А самые лучшие кадры фильма – те, что сняты на Бали! Ей-богу – сделано талантливо, со вкусом, с драйвом. На большом экране смотрится просто супер. Два русских мошенника сидят возле океана, куда они приехали «отдохнуть» от России, и пафосно рассуждают как им чертовски хочется «поднять Россию с колен»… Это, безусловно, лучший эпизод фильма (2015).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →