Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Российским девочкам не нужны вампиры



Посмотрел сегодня одну из серий саги «Сумерки». Вы спросите – что это я, совсем сказился?? Смотреть «девочковое» кино, причем крайне сомнительных, по общему мнению, художественных достоинств?

Однако у меня были свои резоны. Сначала я тоже сомневался, хотел даже переключиться на какой-нибудь РБК-ТВ – но потом взял себя в руки. Потому что вспомнил, что такое эта самая «сага» «Сумерки». Это ведь, между прочим, один из самых крутых бестселлеров-блокбастеров в истории! Пока всякие снобы (в их числе особенно выделялся брызжущий желчью Стивен Кинг) морщились и плевались, восклицая «кто вообще может смотреть это дерьмо??» - в мире было продано 85 миллионов экземпляров, а сама «сага» переведена на 37 языков.

Еще я вспомнил, что у «Сумерек» чрезвычайно своеобразная, судя по исследованиям, читательская и зрительская аудитория. Плоды творческого воображения Стефани Майер не пользуются популярностью ни у мужчин, ни у мальчиков, ни у бабушек, ни у дедушек; эти книжки почти не читают менеджеры среднего звена, да и высшего тоже; ни успешные бизнес-вумен, ни уборщицы, ни пожилые классные руководительницы «сагу» тоже не жалуют; все портовые рабочие мира, грузчики, пекари и слесари не прочли и пары экземпляров, да и те двое едва не загнулись от скуки уже на пятой странице…

Словом, почти никто, в кого ни ткни, это выдающееся произведение не читал, ни читает и читать не хочет. То же и с фильмами. Спрашивается – откуда ж тогда 85 миллионов тиража? Почему фильмы выходят один за другим, и все становятся хитами??

Дело в том, что есть ровно одна категория жителей Земли, которая «Сумерки» читает взахлеб. Это – девочки-подростки из семей среднего и выше среднего достатка в развитых странах Запада. Тинейджерки – если есть такое слово. Очевидно, что при таких раскладах, если никаких других целевых аудиторий у «саги» нет – для достижения сверхуспешных показателей представители данной категории должны «фанатеть» от «Сумерек» практически поголовно. Всей, так сказать, своей генеральной совокупностью.

И это именно так и есть. Кроме как девочкам-подросткам, плоды трудов Стефани Майер никому даром не нужны – но зато девочки-подростки потребляют сей продукт все и везде.

Круто, не правда ли? Нарочно не придумаешь! Как это так удалось, как это вообще возможно – взять и вот так прицельно выжечь напалмом мозг у целой категории потребителей, пусть даже и у относительно безмозглой, по общему мнению, категории?

Таким образом, если уж говорить прямо – в лице саги «Сумерки» мы имеем дело с социокультурным феноменом планетарного масштаба. Девочки-подростки, причем чистые, аккуратные, из «среднего класса» – это ж мечта педофила! Как, на чем Стефани их всех купила с потрохами?!

Поэтому я внимательно – взглядом даже не просто социолога, а, не побоюсь этого слова, культуролога отсмотрел минут 40-50 одной из частей «Саги» под названием, кажется, «Новолуние». Мне было интересно понять причину этого феномена.

Совсем вкратце сюжет. Девочка-старшеклассница в какой-то сугубо провинциальной и мрачноватой сельской местности среднего Запада крутит «динамо» сразу с двумя смазливыми сверстниками мужского пола; один по типу телосложения пронзительный, романтичный астеник, другой – брутальный атлет. По ходу выясняется, что оба товарища для первых сексуальных игр – монстры из мрачных древних легенд: один – вампир-кровосос, другой – оборотень-вурдалак. Ошалев от такого великолепия альтернатив, девочка-школьница, позабыв про уроки, битых три тома (и три серии!) мучается и страдает, не в силах выбрать кого-то одного.


Оборотни среди нас

Претензии большинства критиков, особенно мужского пола, сводятся к тому, что все это чрезвычайно муторно и занудно: «экшена» почти никакого нет, сюжет еле движется, ничего интересного не происходит, герои статичны и т.п. Оно, может, все и так – но что-то ведь зацепило 85 миллионов читательниц?

Первая у меня мысль была – о, так вот, значит, как женщины представляют себе мир мужчин! Как МИР ЗЛОВЕЩИХ МОНСТРОВ! Ведь девочки-подростки – они ж еще как бы «протоженщины», еще нетертые, бесхитростные, что на уме, то и на языке. Могут себе позволить не то, что положено, а то, что «по нутру». Вот так они, стало быть, нас и видят: «зловещие твари», хоть на вид и смазливые. И хочется, и колется. Женская инициация – выбрать какую-то одну из невеликого набора «корпораций монстров», да и, слегка зажмурившись и подавив тошноту, присоединиться, то есть, вообще говоря, умереть и «стать такой же, как они».

Поэтому все содержание книг – рассказ о том, как несчастная юная женская особь ходит вокруг да около, преодолевая в себе страх и отвращение. Такова, типа, «самая светлая пора в жизни» - пора девичьих грез. Мужикам про это читать просто неинтересно, женщинам – неприятно вспоминать. Оттого и выходит строго одна читательская аудитория…

Так, хорошо, но как-то недостаточно. Копнем глубже.

Бетризованная планета

Глубже будет еще интереснее. Только для начала надо вспомнить ныне почти забытую книгу 60-х годов – «Возвращение со звезд» польского фантаста и футуролога Ст. Лема. Вспомнить БЕТРИЗАЦИЮ.

Идея Лема такая: мол, в далеком будущем земляне исхитрились решить одну из главных проблем человечества – проблему агрессии. Путем неких инъекций люди будущего научились тотально подавлять у человеческих особей все агрессивные импульсы, настроить людей во всех случаях избегать конфликтов, искать сотрудничества, а не конфронтации. Агрессии-то нет! На планете исчезли убийства, наступил золотой век. Процедура уничтожения в человеке способности к агрессивному, конфронтационному поведению получила название «бетризации».



Лем дает описание счастливой, безагрессивной Земли глазами экипажа космического корабля, который сто с лишним лет проболтался в далеких галактиках и только что вернулся назад, естественно, все пропустив. «Бетризовать» экипаж нельзя – они уже старые, это вредно скажется на здоровье. И вот нормальные, с нашей точки зрения (то есть способные, если что, и убить) люди ходят по планете, знакомятся с жизнью. Преступности нет, все вроде счастливы.

Однако Лем постепенно подводит читателя к мысли, что, как говорил по другому поводу Мальчиш-Кибальчиш, «все хорошо, да что-то нехорошо». Мир без агрессии, «бетризованный мир», выглядит скучным, странным и ненатуральным. И людишки все какие-то вялые, без огонька в глазах… Более того: довольно быстро главный герой выясняет, что на планете даже придумали новый наркотик: он хотя бы на время отключает действие бетризации – то есть человек, вколовший его, на время обретает способность быть агрессивным и, возможно, даже убить кого-то. Самое странное, что особенно популярен этот наркотик у женщин. Но не потому, что женщины сами его употребляют! Нет – они дают его своим половым партнерам, чтобы испытать в кои-то веки близость без гнета бетризации…

А теперь вернемся к «Сумеркам». Мне кажется, что тут прямая связь. А именно – полсотни лет назад Лем всё это угадал и предсказал. Бетризация частично уже произошла; правда, не на всей планете, и даже не во всех общественных слоях – но, если взять развитые страны Запада, «золотой миллиард», и посмотреть на жизнь того же среднего класса… То да – агрессия там всячески и всесторонне подавляется. Как Лем и говорил – с самого раннего детского возраста. Правда, пока не химическими, а социальными средствами, но тоже весьма эффективно.

(Замечу в скобках, что, говоря о «развитых странах Запада», я не имею в виду Россию. У нас с агрессивностью все в порядке пока – и поэтому, в чем я практически уверен, сага «Сумерки» в России значительна менее успешна, чем на Западе. Моя гипотеза состоит в том, что российские тинейджерки в массе не стали фанатеть от симпатичных вампиров и вурдалаков – и дальше будет понятно, почему).

Так вот: девочки-подростки западного среднего класса уже сейчас живут, почитай, в бетризованном мире. Пророчество Лема сбылось. Легкая проблема лишь в том, что бетризованные, с подавленными центрами агрессии сверстники современных девочек чуть-чуть, да не устраивают. Им в них чего-то не хватает. Понятно, чего: мир без агрессии слишком стерилен. Именно поэтому героиня «Сумерек» даже не рассматривает возможность «жить как все» - то есть найти себе «нормального мальчика», не вампира и не оборотня.

Отсюда и тяга к монстрам. Ошибаются те критики, кто связывет успех фильмов по «Сумеркам» со смазливостью, скажем, того же Паттисона, изображающего юношу-вампира. Смазливых в Голливуде пруд пруди, есть и посимпатичнее Паттисончика, но сотни миллионов в прокате собирают единицы.

Монстры, НА САМОМ ДЕЛЕ, привлекают свою девичью аудитории очевидной НЕбетризованностью. В стерильном мире «правильных» сверстников подавленная сексуальность юных самок ищет – и лишь фентези дает ей «уйти в отрыв». Парадоксально, но в этом понимании вампиры и оборотни для юных дев – аналог НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. К ним они – через идентификацию с героиней саги – и тянутся.


Бетризация рулит

А каков главный, хоть и скрытый конфликт в этом сериале для девочек? Очевидно, «сшибка» двух «основных инстинктов». Первый, как уже показано – инстинкт продолжения рода: бетризованные современные мальчики не устраивают с этой точки зрения, и потому приходится идти к симпатичным монстрам, для которых чужая кровь – лакомство. Но тут, однако, вступает второй, не менее мощный инстинкт – самосохранения: приятно, конечно, иметь дело с нормальными, сохранившими здоровую агрессию мужскими особями, но ведь сразу же делается понятно, что о безопасности в их обществе можно забыть!

Дилемма: или бетризованный, безопасный, но скучный до жути мир «обычных людей», в котором одно томление и суета; или выбор между двумя милашками, которые полностью комплектны – но тоже беда: убить могут.

Беда еще и в том, что девушка-ранетка еще даже и не в силах осознать сшибку таких могучих инстинктов; поэтому весь сюжет в том и состоит, что героиня ходит, как коза на веревке, и это не скучно, потому что с психологической точки зрения это ПРАВДА, и девицы массово переживают то же самое!

А вообще, если еще подумать – мы поймем, что «преодоление бетризации» и есть, собственно говоря, самый расхожий, даже, можно сказать, КЛЮЧЕВОЙ сюжет всей массовой культуры. Ведь что такое в массовой культуре Главный Герой? Очень просто: Главный Герой – это хороший человек, который готов убивать. Сюжет чуть ли не любого боевика-блокбастера: простого человека, попросту говоря, лоха, какого-нибудь занюханного клерка, ставят в ситуацию, когда деваться некуда: похищена жена, мать, дочь, украли все деньги, собираются сжечь дом и т.п. Если человек бежит в полицию или зовет на помощь – что ж, агрессивность подавлена капитально, извини, брат, «хороший ты мужик, но не орел»; а если клерк берется за оружие и начинает натурально мочить всех врагов – ок, годишься в Герои.

Таков, кстати, сюжет «Джанго»; да и вообще, Тарантино продвигает тезис «герой – тот, кто убивает» с наиболее пугающей настойчивостью. Самый первый в Голливуде борец с бетризацией.

Лем вообще все предсказал, не только успех «Сумерек». Лем был мудр, как его же мыслящий Океан на Солярисе. Возьмем еще один, совсем последний пример сногсшибательного успеха в мире бестселлеров. Опять «женская» проза, «книга для женщин» - только на этот раз написанная скорее для баб, а не для девочек. «Пятьдесят оттенков серого». Вышел в 2011 году, напечатано и продано в 37 странах аж 30 млн. экз. При этом написан «бестселлер века» какой-то домохозяйкой, насчет художественных достоинств критики высказываются еще хуже, чем по поводу «Сумерек».


к/ф "50 оттенков серого". Немного БДСМ

По общему мнению всех вменяемых людей (почему-то в основном мужчин) – «Оттенки серого» какая-то просто запредельная белиберда, «БДСМ для домохозяек». Ни сюжета, ни мыслей, ни даже порнухи толком – ничего нет! Откуда же тогда 30 млн. продаж??

А если мы вспомним Лема – сразу все станет ясно. Успех такого рода книги у Лема просто прямо описан: помните, я говорил о наркотике, пробуждающем агрессию, который в бетризованном мире очень популярен у женщин? Вот в романе – та же история: баба, мучающаяся среди бетризованных стерильных мужиков, находит себе одного небетризованного. Роман отменно зануден по той же причине, что и «Сумерки»: его героиня – та же самая коза на веревке, которой «и хочется, и колется»: герой производит впечатление нормального (то есть агрессивного), предлагает БДСМ – но именно это в нем и пугает. Тот же конфликт, только для «Более старших» девочек!

Словом, хорошо, что читательницам в России все эти метания товарок из западного среднего класса остаются абсолютно непонятны. Героиням «Школы» Гай-Германики как-то странно мечтать о любви с вампиром или вурдалаком – они тех и других видят каждый день у себя во дворе и в классе.

Наши девочки втайне мечтают о возвышенных, безопасных, неагрессивных… Мы, слава богу, слишком отсталая страна, нам бетризация не грозит – поэтому вампирские саги у нас не котируются.
(2013 - за 4 года до движения Metoo)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О Мировой Жабе

    Прошлый пост-цитата был от бывшего "яблочника"; а вот похожие мысли с другого берега - от бывшего, наоборот, видного единоросса (и просто умного…

  • Путин как Малый Сатана

    Вот хороший текст Вадима Гончарова, под которым вполне можно подписаться. "О российских выборах всерьёз. Аятолла Хомейни когда-то заявил, что СССР…

  • Нет ковидному террору

    Лично для меня эти выборы - первые за долгое время, имеющие прямой и отчетливый, насущный политический смысл. И речь тут не о Путине и не о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • О Мировой Жабе

    Прошлый пост-цитата был от бывшего "яблочника"; а вот похожие мысли с другого берега - от бывшего, наоборот, видного единоросса (и просто умного…

  • Путин как Малый Сатана

    Вот хороший текст Вадима Гончарова, под которым вполне можно подписаться. "О российских выборах всерьёз. Аятолла Хомейни когда-то заявил, что СССР…

  • Нет ковидному террору

    Лично для меня эти выборы - первые за долгое время, имеющие прямой и отчетливый, насущный политический смысл. И речь тут не о Путине и не о…