Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Азиатский тип науки



Баталии вокруг российской науки идут давно, раскулачивание РАН – далеко не первая битва. Любопытна одна из важнейших претензий модернизаторов к российской науке: ей пеняют за ее излишний «академизм». Мол, на Западе вся наука делается в учебных заведениях, в университетах – а у нас университеты «сбоку припеку», а собственно «наука» традиционно базировалась в академических и отраслевых НИИ.

И это ведь действительно так! Очевидно, что такая разница, во-первых, не случайна, а во-вторых – что она накладывает свой отпечаток на собственно научную мысль. Удобнее всего, мне кажется, проиллюстрировать различие, опираясь на исследования психолога Афанасьева – на его теорию о Первой и Второй Логике. По сути, Афанасьев тут выделяет два типа интеллектуальной деятельности: один – монологовый, авторитарный, «утвердительный» (Первая Логика), и второй – диалоговый, демократический, «вопросительный» (Вторая Логика).

Чем отличается ученый, работающий в университете? Очевидно, тем, что он так или иначе постоянно работает в контакте со студентами, должен не просто «искать истину», но и постоянно отвечать на их вопросы. Вот эта самая склонность отвечать на ЧУЖИЕ вопросы как раз и характеризует «диалоговую», процессионную Вторую Логику! Первая же Логика если и отвечает на вопросы, то только исключительно на свои собственные.

Собственно, ведь и основная жалоба наших «академических ученых» на все предложения работать в университетах: мол, как же, ведь там студенты будут нас отвлекать (sic!) от «научной деятельности»!

Думаю, можно поставить вопрос даже еще шире – то есть говорить о «западном» и «азиатском» типах науки. Азиатский тип ученого – это такой гуру, сенсей, с незыблемым авторитетом, который «говорит редко, но метко», «Беня говорит мало, но Беня говорит дело» (это впрочем, не отсюда… хотя как посмотреть…) – и вокруг «сенсея» благоговейные ученики, которые почтительно ходят за ним и записывают каждое его слово, а потом силятся их истолковать и проникнуться их глубочайшим смыслом.
Внутри «азиатского научного кружка» строгая иерархия, есть «старшие ученики», «младшие ученики», соблюдается субординация, гуру не стесняются называть «отцом родным» - а к «еретикам» относятся строго. Если какая-то сволочь осмеливается на секунду усомниться в непогрешимости Учителя – мерзавца в лучшем случае просто изгоняют, в худшем – варят в кипящем масле или милосердно побивают камнями.

И «западный образ науки» тоже всем хорошо знаком: орда веселых раздолбаев, постоянные шуточки, несерьезный смех, дисциплина в зачаточном состоянии; самые «зеленые» первокурсники позволяют себе лезть с дурацкими вопросами к мэтрам, да и мэтра хрен отличишь – никакой величавости, ржет и пьет пиво вместе со всеми и даже, судя по его виду, не считает, что все его слова надо отливать в граните. Субординации никакой! Однако, когда встает реальная проблема – откуда ни возьмись возникает слаженная работа.

Наша наука, конечно, всегда была отчетливо «азиатской». Собственно, иначе и не могло быть при Советской власти (а надо отдавать себе отчет, что, конечно, РАН, бывшая АН СССР – в чистом виде совковый продукт, сделанная коммунистами под себя от и до, и вести ее родословную от полностью уничтоженной императорской академии – то же самое, что выискивать у себя августейших предков и требовать добавлять к своей фамилии титул «Его высочество»). Ведь Соввласть утверждала непререкаемость одной-единственной «самой правильной» идеологии; «учение Маркса всесильно, потому что оно верно» - В.И.Ленин.

То есть в диалоговом режиме наука с заданной априори идеологией вообще не могла существовать. Оттого, кстати, первым делом большевики разгромили как раз университеты (о чем сейчас никто не говорит). Ведь то, что называется у нас «университетом» - это, конечно, какая-то жалкая пародия на западный университет, типичный образчик «карго-культа». У нас никто и не слыхивал никогда об университетской автономии, а студенты – в отличие от западных студентов – самая забитая, бессловесная и бессмысленная часть населения.

А все почему? Потому что большевики, уничтожив автономию высшей школы, изгнали из нее ДИАЛОГ учителя и ученика в первую очередь, превратив образование в дрессуру. Очень характерно представление, что преподаватель высшей школы в представлении того же «научного сообщества» - это вообще ни в коем разе не ученый; преподаватель высшей школы – это самая жалкая, самая презираемая фигура не просто в обществе, а в самом научном сообществе. Это начетчик и дрессировщик; а НАУКА – о, наука у нас в НИИ!...

Между тем ведь сама структура «НИИ», «научно-исследовательского института» по своему смыслу противоречит свободному научному познанию – так как вводит элемент иерархии: «младшие» и «старшие» научные сотрудники как бы дураки по определению, «завлаб» уже умный, но не совсем, замдиректора – это «голова», ну а «директор института» - это Светило! Очевидно, что в нормальной науке так не бывает. Логика или есть, или ее нет, а от кого исходит умозаключение – почтенного старца или желторотого юнца – неважно.

Очевидно, что весь строй советской (сохранившейся и поныне) Системы Образования и Науки направлен на удушение «вторых логик». Власть в науке безраздельно принадлежит авторитарным (и, как правило, тупым) старперам с Первой Логикой – или же их прихлебателям, «вечно вторичным» обладателям, по Афанасьеву, Третьей Логики – то есть логики ущербной, неспособной ни на что, кроме «следования авторитетам».

По хорошему, бороться за азиатскую РАН нет никакого смысла. Иерархия в науке убивает сам дух Науки. Пусть ее дожрут «эффективные менеджеры» - там все равно, собственно, ничего нет, кроме изрядно обветшавшей недвижимости.

А вот за создание реальных университетов – настоящих, с автономией, куда не имеет права ступать полиция без особого разрешения руководства университета – да, имело бы смысл побороться. Только в диалоге живет наука. Пора бы перевести наше образование и науку на путь Второй Логики. На западный путь.
Subscribe

  • Шоколадница, прощай

    Да, господа! Сегодня (точнее, уже вчера) на Китай-городе была очень интересная история! А если точнее - в Шоколаднице был полный аншлаг. Люди…

  • Последняя Шоколадница - сегодня!

    Нужна моя книга с автографом? Айда на Китайгород! Угол Маросейки и Лубянского проезда, кафе Шоколадница, с 18 до 20ч (можно и немного позже). Если…

  • Книга про то, что с нами происходит

    (на книгу Сергея Морозова «Цивилизация. Машины. Специалисты») В рамках проекта Объявление для авторов «А вы что, вирусолог?» Наверно, сегодня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 299 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Шоколадница, прощай

    Да, господа! Сегодня (точнее, уже вчера) на Китай-городе была очень интересная история! А если точнее - в Шоколаднице был полный аншлаг. Люди…

  • Последняя Шоколадница - сегодня!

    Нужна моя книга с автографом? Айда на Китайгород! Угол Маросейки и Лубянского проезда, кафе Шоколадница, с 18 до 20ч (можно и немного позже). Если…

  • Книга про то, что с нами происходит

    (на книгу Сергея Морозова «Цивилизация. Машины. Специалисты») В рамках проекта Объявление для авторов «А вы что, вирусолог?» Наверно, сегодня…