Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Вашингтон и нерусская мафия

На прошлой неделе от нечего делать случайно втыкнул на старенький фильм «Великий уравнитель», в главной роли – любимец публики (и мой) Дензел Вашингтон. Фильм снят в прекрасном, хотя и редком жанре «Фредди Крюгер наоборот». Поясню: в классических фильмах-«ужастиках» (про Фредди, «Маньяка в хоккейной маске», инфернальных клоунов, «Криках» и т.п.) сюжет всегда один и тот же. Есть группа недалеких, но безобидных обывателей (дура-блондинка, сексуально озабоченная пара, ботаник-задрот в очках, одинокая домохозяйка, брутальный мэн и т.п., список типажей обширен), и на них всех охотится условный Фредди с руками-ножницами или еще какими приспособлениями. Зритель, в силу неодолимого художественного сопереживания, волей-неволей идентифицирует себя с лохами-терпилами, а Фредди неумолимо кончает тех одного за другим, причем все более садистскими способами.

231.50 КБ

Со сладким ужасом зритель все более и более понимает, вжимаясь в кресло, что Зло неотвратимо, и бороться с ним бессмысленно. Лохи, как положено по канонам жанра, демонстрируют разные реакции на появление Фредди в своей жизни: одни упорно пытаются все игнорировать – «все чушь, бабушкины сказки, никакого Фредди нет» - их убивают обычно первыми; следующие ведут себя сторожко, выглядывают-высматривают, вздрагивают от каждого скрипа двери – их Фредди кончает вторыми; третьи ищут, где спрятаться, четвертые пытаются с Фредди сражаться, к примеру, приемами кунг-фу – все заканчивается одинаково печально: от Фредди не спрячешься, да и драться с ним бесполезно, поскольку ему невозможно нанести никакого урона – на мерзавце все заживает как на собаке! В конце концов все погибают в муках, и остается только какая-нибудь аутичная девица, на которую вначале никто даже и не ставил – а Фредди временно скрывается в туман, чтобы снова появиться в сиквеле или приквеле (ему все равно).

Таков канон «ужастика». Мне они, честно говоря, не очень нравятся – я слишком впечатлительный, и тотальная безнадега борьбы с Фредди меня всегда угнетала. Однако, к счастью, голливудские сценаристы изобрели и другой жанр, который мне нравится гораздо больше – «Фредди Крюгер наоборот». В нем все то же самое, только сам Главный Убийца, Неуязвимый и Безжалостный – НАШ! Свой то есть. То есть «хороший». А те, кого он убивает разными не самыми приятными способами – наоборот, прямо и очевидно ПЛОХИЕ.

Собственно, первая часть фильмов данного жанра как раз и посвящается ненавязчивому обоснованию убеждения, что будущие жертвы «нашего Фредди» - мерзавцы каких мало, и их убить сам бог велел. Зритель первую половину фильмы преисполняется негодованием «как же таких сволочей земля носит!», а во второй части с удовлетворением наблюдает, как вершится справедливость.

Правда, особого саспенса в таких фильмах быть не может: ты сразу смекаешь, что главный герой, хоть и одиночка, неуязвим что твой Крюгер, и просто со злорадством наблюдаешь бессмысленную суету всяких негодяев перед неминуемой расплатой. А там все классично: одни негодяи угрозу игнорируют, другие пытаются рационально «нашего Фредди» вычислить и как-то нанести ему урон, третьи прячутся – всё, понятное дело, бесполезно.

(вы тоже подумали про коронавырусь?! Да, ассоциация напрашивается).


Из-за этого подобные фильмы, понятно, чем дальше, тем больше теряют в правдоподобии – но потеря невелика, мы их смотрим не из-за этого.

В общем, в «Великом уравнителе» нашего Фредди играет нисколько не потерявший нечеловеческого обаяния Дензел Вашингтон. В названии сокрыта какая-то не совсем мне понятная игра слов – ведь «великим уравнителем» шансов называется, как известно, кольт, в более широком смысле – любое огнестрельное оружие; а прикол Фредди-Вашингтона как раз в том, что он ВСЕХ врагов убивает исключительно не из огнестрела! Что угодно, но «по старинке», без стрельбы. Максимум, что он может себе позволить – убить из перфоратора, «стреляющего» гвоздями. А так – ни-ни! Эстет.

Словом, чудесный, добрый, жизнеутверждающий фильм, посмотрели с удовольствием. Ладно сделан и крепко сшит.

Фильм, понятно, хорошо продублирован на русский – то есть никаких следов речи оригинала нет, их звуковые дорожки убраны. Единственное, что меня несколько удивило при просмотре: по ряду косвенных признаков, рассыпанных там едва ли не с первых кадров, понятно, что мафия, с которой в итоге расправляется негр-продавец в исполнении Вашингтона – не какая-нибудь, а именно РУССКАЯ мафия. Я это заподозрил сразу же, когда встреченная бобылем Дензелом уличная девица призналась, что зовут ее не Кесси, а Алина. «Э-э, брат! – сказал я себе. – Да тут попахивает русской мафией!» И как в воду глядел!

Дальше-больше: то вдруг камера выхватит в руках у бандита очевидно РУССКУЮ книгу; то промелькнут в разговорах мафиози РУССКИЕ имена и фамилии, которыми они обращаются друг к другу. Наконец – куда уж недвусмысленнее! – когда Дензел заваливает в самое логово мафии, там на самом видном месте висит самая что ни на есть православная икона в тяжелом золотом окладе. Главного босса мафии зовут Пушкевич. Ну, чего уж скрывать-то?

И тем не менее – вот что дивно! – в дублированном фильме слово «русские» не звучит НИ РАЗУ. Герои словно бы никак не догадываются, что имеют дело именно с русскими! Это мне показалось немного странным: ведь раньше, насколько я помню, в этих вопросах не было никакой излишней политкорректности – русскую мафию так и называли русской мафией, герои разных фильмов, хоть тех же «Карты, деньги, два ствола» спокойно на эти темы рассуждали… А тут нате – как обрезано! Дензел, который, по фильму, видит всё и вся и пролезает в такие места, в какие ему никак хода нет – как бы даже вовсе не догадывается, с кем имеет дело. Чудеса!

В конце герой выясняет, что Главный Босс Мафии (безымянной, без нацпринадлежности) имеет свою базу… в Ирландии. Почему в Ирландии? У меня как у зрителя такой вопрос мелькнул, но наткнулся на стандартный в таких случаях ответ – «А почему бы и нет?» В общем, нам дают понять, что герой смотался в Ирландию и там тоже «навел порядок» - некая усадьба, гора трупов, наши победили. «Люди довольные расходятся по домам».

На этом я бы посчитал тему завершенной, еще раз порекомендовав фильм тем, кто его еще не видел – ан нет! У «русской темы» оказалось весьма пикантное продолжение.

Дочка, с которой я поделился, вспомнила, что она тоже видела «Великого Уравнителя» – но так, как это принято в Чехии: в английской оригинальной озвучке и с чешскими субтитрами (она так делает для освоения языка – всегда лучше следить за оригинальной речью, уже в принципе помня, о чем говорят герои).

И вот тут – сюрприз! Во-первых, в «американской» версии фильма, как оказалось, моя «догадка» абсолютно подтвердилась – все «плохиши» в нем говорят меж собой на русском (второстепенные персонажи, поскольку это русские актеры, на чистом русском, а мафиозные главари, которых играют американцы, старательно коверкают русские слова). То есть там эта не какая-нибудь южнославянская или там украинская мафия, а прямо и просто – русская.

Но самое главное – у американской версии… другой финал! ГлавБосс Мафии живет-то, оказывается, ни в какой не в Ирландии (что он там забыл?) – а… правильно – в Москве! Дочь пишет: «Показывают Ленинградский вокзал, площадь возле ст.метро Маяковская и наши пробки». То есть в подлинной версии герой Дензела Вашингтона показывает себя как по-настоящему вездесущий, инфернальный Ангел Ада, которому воистину нет преград: он хоть и накопил за всю жизнь всего лишь трогательную сумму в 9800 долл., но легко умудряется приехать не в безвизовую для США Ирландию, а в нашу родную РФ, мочит там голыми руками Мафиозо в его «родовом замке» (по фильму он тоже в Москве!) вместе с кучей телохранителей – после чего спокойно возвращается назад, торговать дальше садово-огородными принадлежностями.

Разве это не крутой финал?!

Остается вопрос – а почему специально для России сделали иную версию? Что за странная такая стыдливость? Зачем понадобилось ДУБЛИРОВАТЬ русскую речь русских мафиозо? Раньше, помню, в таких сценах хотя бы давали титр – «говорят по-русски». Здесь – нифига! А зачем придумали Ирландию вместо Москвы?! Зачем вообще понадобилась всеми способами скрывать от зрителя факт, что в Голливуде сняли фильм о расправе именно с русской мафией – это что, как-то задевает наше национальное достоинство? Ранит «духовные скрепы»?

В общем, дивная история. И сам фильм, и то, что вокруг фильма.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Голосование последнего дня

    Я вот говорю про свой "поход в Государственную Думу", но вы понимаете - тут высятся не только жесточайшие, почти непреодолимые административные…

  • Прогиб перед рептилоидами

    "США считают, что Путин изложил на климатическом саммите прогрессивные идеи, позволяющие работать сообща", заявил Джон Керри. Все гадают, с чего…

  • Украина важнее!

    Концентрация войск на границе с Украиной возымела по крайней мере один отрадный эффект: она внезапно заставила украинского президента впервые за два…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Голосование последнего дня

    Я вот говорю про свой "поход в Государственную Думу", но вы понимаете - тут высятся не только жесточайшие, почти непреодолимые административные…

  • Прогиб перед рептилоидами

    "США считают, что Путин изложил на климатическом саммите прогрессивные идеи, позволяющие работать сообща", заявил Джон Керри. Все гадают, с чего…

  • Украина важнее!

    Концентрация войск на границе с Украиной возымела по крайней мере один отрадный эффект: она внезапно заставила украинского президента впервые за два…