Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Никита, которого все ненавидят (с)




(причина провала всех Предстояний)


В самом деле: никогда не думали, почему обе части «Предстояния» Никиты Михалкова провалились в прокате – причем не просто, а с треском? Понятно, все люди доброй воли и сторонники прогресса, которые Михалкова на дух не переносят уже лет так 20, отвечают на вопрос злорадным хохотом; однако, если прислушаться к содержанию, то с удивлением обнаружишь, что люди отвечают не «почему», а «за что». Перечисление «за что» может длиться и длиться, с нарастающим пафосом – за бездарность, за сервильность, за хамство, за барство, за жадность, за снобизм, за лизоблюдство перед Путиным, за семейственность, за казнокрадство, за поддержку «Единой России», за… в общем, инвектив не счесть.

Однако все это не ответ на вопрос «почему». Особенно если учесть, что ненавидит Михалкова наш брат интеллигент, который и впрямь не может ему очень многого простить из его бурной биографии, и прежде всего «предательства»; не секрет, что демократическая общественность давно и в общем поделом считает Михалкова предателем и перебежчиком – «был как мы, интеллигент, а продался Власти», причем сразу же записался в «барины» и «аристократы»; как такое простить? Простить нельзя, это понятно.

Непонятно, почему фильмы (оба!) провалились. Фильмы же о войне? – О войне. Народ «про войну» любит. «Интересно про войну!» Режиссер Михалков хороший? – Да в общем, как ни крути, а снимать он умеет, и снятые им фильмы неоднократно «срывали банк» в прокате. Факт? Факт. Плюс актерский состав. Михалков всегда славился тем, что умудрялся собирать в свои фильмы «весь цвет», всех, так сказать, народных любимцев из российского актерского цеха; надо сказать, что и в «Предстоянии» ему это умение не изменило. Там у него все – от Меньшикова до Гафта. Должны были люди хотя бы на «звезд» пойти посмотреть? – Должны были. Но не пошли.


Никитос и его команда

Может быть, все-таки репутация сказалась? «Народ и интели едины»? Да ну – полная чушь. Особенно если взять в расчет пресловутые «86%» ватников, путинистов и колорадов, противостоящие, как принято считать, прогрессивной «пятой колонне». Сама же демократическая общественность ни за что не поверит, что у нее с народом может быть что-то общее в плане убеждений. На холодную голову сразу видно, что пресловутые 86% «быдловатников» никогда не пронять всеми этими тщательно взлелеянными обвинениями Михалкова в «продажности» и в «работе на государство». В лучшем случае ватник и колорад (тот, кого раньше интеллигенция более уважительно называла «простой народ») или безразлично пожмет плечами, или и вовсе сочтет обвинение за доблесть (с Путиным дружит? – так это же хорошо!).

Но раз так, получается, что «Предстояние» было просто обречено на кассовый успех (сам Михалков, кстати, был в нем абсолютно уверен)… однако ничего не набрало. Если точнее – собрало в 5 раз меньше собственного бюджета. Провал. Катастрофа.

Но почему??

На мой взгляд, «Предстояние» и впрямь фильм довольно ограниченных художественных достоинств. Не шедевр, прямо скажем. Можно было, безусловно, и сценарий написать получше, и снять как-то повеселее. Но это я говорю, прекрасно отдавая себе отчет, что для кассовых сборов художественное совершенство, мягко говоря – далеко не главное условие. По сравнению с каким-нибудь «Форсажем-8» в «Предстоянии» и сценарий, и актерская игра, и, не побоюсь этого слова, сверхзадача произведения находятся просто на недосягаемом уровне. Я уж молчу об актуальности для российского зрителя.


кадр из Предстояния

Ан поди ж ты! Народ не ломанулся. И это, еще добавлю, при огромной, МАССИРОВАННОЙ рекламе, при афишах на каждом столбе, постоянных рекламных роликах по всем телеканалам!

Собственно, я догадался, в чем дело, еще тогда, в 2010, посмотрев первую часть «Предстояния». А посмотрев вчера кусочек второй, с названием «Цитадель», просто понял, что был прав на все сто. Ответ мой, правда, уже тогда, в 2010, никому не понравился – ни ватникам, ни интелям…

А ответ прост. Михалков – этот упырь, лизоблюд и барин недобитый… сделал то, на что до него никто в российском «кино о войне» не решался. НИКТО за почти 70 лет! Он посмел – пусть неуверенно, местами срываясь на привычный пафос – но показать войну намного ближе к реальности. К тому, как она на самом деле происходила. И вот это ему зритель и не простил.

Надо ведь понимать, на что настроена наша публика, когда идет смотреть «про войну»: она идет смотреть, как ей будут льстить. И ей это нравится. «Про войну» в нашей стране на самом деле давно существует жесткий КАНОН, за который заступать нельзя, «публика не поймет-с!» Михалков заступил.

В чем этот канон? Нет, речь не просто о том, что «наши всегда побеждают» - все не так примитивно. И не в том, что «надо» показывать врага непременно жестоким или глупым. В нашем кино давно уже можно показывать не только победы, но и страдания; можно показывать гибель, можно надрывать душу зрителю, можно даже показывать поражения (как в «Батальоны просят огня», например). Умный враг – это тоже не проблема для нашего кино (среди зрителей армия поклонников душки Мюллера).

В общем, даже у «тяжелого» кино о войне тож всегда найдется у нас зритель, готовый к катарсису, слезам и последующему просветлению – ибо, как говорил еще Достоевский, «страданиями душа очищается». Да и в показе «беспримерных страданий», как ни цинично это звучит, но тоже есть доля лести зрителю: ведь беспримерные! А МЫ-то, тем не менее, все это вынесли, перенесли! Что говорить? ведь меряться масштабом страданий, «выпавших на долю народа» - это еще один наш национальный спорт…

И все-таки эта привычка к тому, что с экрана тебе постоянно льстят, нашего зрителя развратила (и могла ли не развратить?) Поэтому и возникла в нашем кино «запретная зона»; можно показывать горы трупов, голод, холод, вывернутые кишки и сожжения заживо любимых героев – но нельзя показывать «образ народа», в которых народ сам себе не нравится.

А ведь Михалков именно это и показал! В «Предстоянии» - да, и, как я теперь заметил, в «Цитадели». Вывернул, зараза, наизнанку, наружу всё исподнее. Нет, не страшное (к страшному привыкли); СТЫДНОЕ. Вот на стыд свой народ смотреть и не хочет.

Каково содержание «Предстояния», если кратко? Да очень просто: львиную долю фильма занимает описание ДРАПА. Лето 1941-го – Советская армия бежит и сдается. Все, между прочим, в полном соответствии с исторической правдой, причем в «щадящем режиме». Слегка. Так, обозначил контуры реальной катастрофы (которую на самом деле не передать – 3 млн. сдалось в плен, 1 млн. рассеялся по лесам, кадровая армия перестала существовать за 4 месяца – как этот масштаб отобразить в кино?). Были аналоги в советском / российском кино? Никогда. Какой-то намек в «Живых и мертвых» по Симонову – и молчок.

Михалков ведь – в чем его, скажем так, новаторство на экране – показал не «беспримерный героизм» отступающей армии; он показал именно ДРАП. Панику. Развал. Все то, что народ, как оказалось, предпочитает о себе НЕ ЗНАТЬ. Не видеть и не слышать. «Не было такого». «Русские не здаюцца».

И вот к эпизоду, увиденного мною мельком вчера в «Цитадели». Наверно, мне повезло – но я попал очень «в тему» этого поста: бестрепетный Михалков в нем походя нарушил еще одно нерушимое табу. Он изобразил расхристанного, упившегося в дупель советского генерала, который внезапно впадает в пьяный кураж и при «товарищах командирах» отдает приказ «через час» присутствующему капитану «идти на штурм» Цитадели – крепости, которую, как понятно из предыдущего разговора, армия не может взять уже несколько месяцев.

Опешивший капитан не верит, что ему приказывают штурмовать «в лоб» неприступные позиции, пытается возражать – в ответ раздухарившийся генерал достает из кобуры пистолет и угрожает пристрелить капитана прямо на месте «за неисполнение приказа». Все молчат, не решаясь спорить с пьяной свиньей; капитан играет желваками и идет поднимать свой батальон в атаку на верную смерть.


Тот самый пьяный генерал

Я тут сидел-припоминал полдня; старался вспомнить хоть один какой-нибудь ЕЩЕ фильм «про войну», в котором был бы показан «красный офицер», посылающий бойцов в лобовую атаку на верную смерть. Не вспомнил ни одного такого фильма. При том, что в реальной войне, как мы знаем по многочисленным свидетельствам, этого было, мягко говоря, в избытке. В ИЗБЫТКЕ. Именно так – грудью на пулеметы.

Никита, которого все ненавидят, показал это первым. Первый в россоветском кино дал образ самодура-генерала, пьяной сволочи, обрекающей людей на смерть. Дал приказ, И НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ.

Нравится нашим людям знать, что очень многие умирали ВОТ ТАК? Просто будучи посланными на пулеметы каким-то придурком?

Нет, людям это не нравится знать. Они это знать и не хотят. И не будут.

Они скорее признают и согласятся со всем, что выше было о Михалкове сказано. Согласятся с новым чувством: да, скажут – Никита-то, вы правы, и бездарь, и лизоблюд, и барин недоделанный, и казнокрад, и сволочь.

Так и достигается внезапное единение ватников и представителей прогрессивного человечества.

Хоть в этом Михалков преуспел.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Цыплята приказывают долго жить

    Разговорились тут давеча со старым приятелем – и внезапно речь зашла о том, кому какие экзотические продукты доводилось есть при советской власти.…

  • Забыл очки

    А вот - воистину блестящая короткометражка, попросту - маленький шедевр! Сюжет остроумный. но не более, без особых претензий, попросту - изящная…

  • О погоде

    Магадан. Пляж. Вроде бы - тьфу-тьфу-тьфу! - жара в Москве начинает спадать. На выходные обещают 16 градусов... Какое счастье! Честно говоря, я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 442 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Цыплята приказывают долго жить

    Разговорились тут давеча со старым приятелем – и внезапно речь зашла о том, кому какие экзотические продукты доводилось есть при советской власти.…

  • Забыл очки

    А вот - воистину блестящая короткометражка, попросту - маленький шедевр! Сюжет остроумный. но не более, без особых претензий, попросту - изящная…

  • О погоде

    Магадан. Пляж. Вроде бы - тьфу-тьфу-тьфу! - жара в Москве начинает спадать. На выходные обещают 16 градусов... Какое счастье! Честно говоря, я…