Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Типаж «Хабалка». Королева русского театра



Вообще-то не подлежит никакому сомнению, что только что умерла великая женщина. Я, конечно, о Галине Волчек. Ей можно только завидовать: абсолютно состоявшаяся личность, грандиозная творческая биография, невероятное уважение коллег (причем всех возрастов), властей, признание в том числе и на Западе, жизнь на полную катушку и смерть в 86 лет, можно сказать, практически на сцене, причем — собственного театра! Немаловажно, что и в том, что называется «простое женское счастье», Волчек тоже не была обделена — тут и отличный сын, и поистине гениальный муж и отец ее ребенка (Евгений Евстигнеев) — да всё у неё как на подбор, высший сорт, причем и в творческом, и в личном, и в профессиональном, и в административном плане.

Что тут интереснее всего? Прежде всего, конечно, то, что у Галины Волчек не было абсолютно никаких предпосылок для столь феерического жизненного успеха. Более того — уже то, что она вообще пошла по специальности «Актриса» - удивительно, можно сказать — это была большая наглость.

Про нее говорят, что она «не любила сниматься» (действительно, в ее списке совсем мало киноролей). Но в этом «не любила» явное лукавство: на самом деле «под нее» ролей практически и не писали. Ужас ведь в том, что она не то что «не была красавицей» (это б еще полбеды) — но она не была даже «интересной». У Волчек была не просто «заурядная внешность» - у нее была вульгарная внешность. Типаж «буфетчица на вокзале», или «хабалка». Какие тут могут быть роли? Только проходные. С ее простым, грубым, словно топором кое-как вытесанным лицом (и такой же фигурой) актриса обречена на то, что любые яркие роли — причем равно положительные и отрицательные — будут проходить мимо нее. Всегда.

И как тут делать яркую профессиональную карьеру? Актрисы ведь вообще гораздо более зависимы от своих внешних данных, чем актеры. Актер вообще может быть и уродцем, или даже иметь совершенно стертую внешность — это пустяки, Лев Дуров (или тот же Евстигнеев) красавцами никогда не были, брали другим. А вот женщинам в этой профессии без «лица» рассчитывать практически не на что.

У Волчек с лицом всегда было всё плохо. Причем свое уродство ей даже нечем было компенсировать. Взять, скажем, патентованную дурнушку мирового кино — Барбару Стрейзанд; на лицо — кошмар, но — какой ангельский голос! «I am a woman in love» – и всё, сердца зрителей тают, в особенности те, кто воспринимают больше ушами, чем глазами… Волчек не могла и петь; она была скорее для зрителя a women beyond love, женщина вне любви, даже «по ту сторону» любви…

Она потом нашла пьесу с говорящим названием, которую ставить никто не хотел, а она разглядела в ней потенциал: "Мурлин Мурло". Вот да - именно Мурлин Мурло. Русский идеал красоты.

И все-таки она пробилась! Как?! За счет чего? По всей видимости — за счет наличия у нее набора совсем не актерских качеств: смелость, стойкость, оптимизм, железная воля. Плюс совсем уж редкоземельное для наших широт свойство — работать с людьми исходя не из своего отношения к ним, а из соображений «пользы для дела» (что это? Как это вообще?? - большинство тут даже не в состоянии уловить смысл последнего предложения).

Словом, она выиграла так, как повелось со времен Екатерины в нашей рыхлой истеричной стороне: оказалась единственным мужиком в этом извечном бабьем царстве.

Но еще интересно, при каких обстоятельствах. Биографию Волчек все знают, но важны акценты. Итак, сначала на самой ранней волне «оттепели», в 1956 году, она вместе с кучкой молодых и безбашенных недавних студентов идет делать «новый театр» - то есть «Студию молодых актеров». Уже неплохо — учитывая, из какой страны они только что вышли (из той, в которой формулу «Шаг влево, шаг вправо — побег» люди с детства привыкали понимать буквально). Потом в этой Студии Волчек спокойно пребывала на вторых ролях, в тени блистательных лидеров и практически гениев, двух Олегов: Ефремова и Табакова. А потом, хе-хе, бунтаря и «строителя нового театра» Ефремова советская власть зовет возглавить МХАТ — то есть, по сути, главный Императорский театр страны… и бунтарь почти тут же соглашается. А за ним туда же сваливает и Табаков. Из «нового театра молодых» - в самый что ни на есть СТАРЫЙ. Уходят оба.

История ведь была почти библейская, на глазах у всей страны. Студия, которая уже стала тогда «театром Современник» - она ведь всегда позиционировалась не как «служба», не как «работа по штатному расписанию» - а как практически братство. Вместе ушли, вместе делаем НОВОЕ, один за всех, все за одного, романтика! Самые что ни на есть оттепельные 60-е, причем Ефремов как раз и был главным идеологом всего этого. И вот главный идеолог как раз собирает всю труппу и говорит «адью».

Там, вестимо, не обошлось без рыданий, наверняка и сам Олег расчувствовался, обещал, что «с радостью взял бы всех, ведь мы — команда!» - но потом деловито объяснил, что всех взять, увы, он с собой не может, ведь МХАТ — театр действующий, там своих актеров полно, поэтому готов он взять буквально одного-двух, других — разве что как-нибудь потом, и вообще — хватит жить прошлым, до свиданья, друзья, нам было так классно вместе!

С чем это можно сравнить? Думаю, это что-то типа того, как если б завтра Кремль предложил Навальному плюнуть на свою деструктивную деятельность — и перейти в правительство, премьер-министром вместо Медведева. Давайте, мол, наконец строить «Прекрасную Россию Будущего» вместе! У вас ведь так много наработок! Бросайте этот ваш Фонд Борьбы с Коррупцией, пора уже послужить Родине по-настоящему! Но — одно условие: правительство — работающий механизм, много «своих людей» вам брать нельзя. Сами понимаете. Поэтому — ну, возьмите, что ли, Колю своего Ляскина министром энергетики, ну и, если хотите, эту свою Соболь министром юстиции. Или культуры. И пока всё, с остальными, надеемся, вы сработаетесь.

И представим, что Навальный бы согласился. Ну а что — это ведь Вызов. Премьер — это не хухры-мухры. А чего отказываться? Надо попробовать!

Но как бы себя чувствовали в осиротевшем ФБК? Думается, примерно так же, как и в театре «Современник» после ухода Ефремова.

Собственно, после таких «уходов» предполагается одно: что оставленные лидерами структуры должны неизбежно захиреть и тихо уйти в небытие. Что-то типа ульев без матки. «И как пчелы в улье опустелом, дурно пахнут мертвые слова». «Современник» остался разом без идеолога, главных звезд и, что не менее важно, административного прикрытия (Олег Ефремов в совке был могуч во всех смыслах). Кто остался? Назовут Гафта, Игоря Квашу — но оба были еще не очень «раскручены». Ну и «лахудра» Волчек — ей уступили руководство в наибольшей степени потому, что за штурвал тонущего корабля никто особо не рвался. Все были В ШОКЕ.

Вот тут Волчек себя и проявила. Она не просто сохранила театр — она его сохранила в качестве одного из ведущих.

Я тут подумал — а в чем была «фишка» «Современника»? Почему он не терялся на фоне московского изобилия, где и славный Ленком, и Таганка, и тот же МХАТ (мхаты), и пр. - и в «Современник» валила публика?

Тут ведь тоже получилось забавно. Волчек, оставшись без «идеолога нового театра», не стала тужиться и изобретать какой-то новый велосипед — она стала делать «просто» хороший театр, без прыжков на трапеции и игры посреди зрительного зала (как, кстати, и сам Ефремов — оседлав МХАТ, он и думать забыл про «эксперименты»). Но чем отличался «Современник»: там всегда играло сразу много… талантливых актрис! Яркие, талантливые и ослепительно красивые актрисы-«примы» - вот в чем была его «фишка»! До смешного: например, долгое время в «Современнике» играли блестящие актрисы даже одного типажа — Марина Неелова и Чулпан Хаматова. Одна помоложе, другая постарше, обе в крайне востребованном амплуа «вся такая воздушная, к поцелуям зовущая». Как было бы в любом другом театре? Безусловно, за год-два кто-то из «прим» «сожрал» бы вторую — или старшая младшую, или младшая старшую. А эти — играли если не вместе, то рядом, и без каких-либо видимых проблем.

Вот что значит положение «beyond love»! Пока другие московские театры, возглавляемые бронзовеющими на глазах старперами, один за другим превращались в «театры одной актрисы» - «Современник» цвел и пах на их фоне: Неелова, Дорошина («Любовь и голуби»), Хаматова, Бабенко, Яковлева… В других «мужских» театрах ведь даже не поймешь, чья вина — старого худрука, которому уже давно пофиг, или его фавориткам, которые деловито прибирают всё к рукам и избавляются от потенциальных соперниц. Табаков пригрел во МХАТе свою Зудину, Марк Захаров благородно строил Ленком вокруг своей дочери, во что превратил свой театр Джигарханян во имя некой «пианистки» — вся страна два года смотрела в прямом эфире на Первом канале…

И лишь одна Волчек делала театр, просто исходя из соображения, что чем больше в театре красивых и талантливых, обожаемых зрителями — тем для театра лучше.

Круто, что сказать. Вроде все просто — а поди сделай. В России обычно ни у кого не получается. Разве что, как говорится, «в прыжке», один раз, выпучив глаза и чуть не лопнув. А чтоб 86 лет подряд…

Тут только Волчек. Мир праху.
Subscribe

  • Голосование последнего дня

    Я вот говорю про свой "поход в Государственную Думу", но вы понимаете - тут высятся не только жесточайшие, почти непреодолимые административные…

  • Прогиб перед рептилоидами

    "США считают, что Путин изложил на климатическом саммите прогрессивные идеи, позволяющие работать сообща", заявил Джон Керри. Все гадают, с чего…

  • Украина важнее!

    Концентрация войск на границе с Украиной возымела по крайней мере один отрадный эффект: она внезапно заставила украинского президента впервые за два…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 179 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Голосование последнего дня

    Я вот говорю про свой "поход в Государственную Думу", но вы понимаете - тут высятся не только жесточайшие, почти непреодолимые административные…

  • Прогиб перед рептилоидами

    "США считают, что Путин изложил на климатическом саммите прогрессивные идеи, позволяющие работать сообща", заявил Джон Керри. Все гадают, с чего…

  • Украина важнее!

    Концентрация войск на границе с Украиной возымела по крайней мере один отрадный эффект: она внезапно заставила украинского президента впервые за два…