Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Чужое будущее, или Трасса М95



У народа в комментах отчетливо скрипят мозги от непривычной работы: очень трудно оказывается понимать, что за визионеры такие и зачем они нужны. Начальники, штоле?? Да вроде нет... Все мозги заплел, барин! Не бывает, наверно, никаких визионеров, баловство это всё.

Или - во! - приходит счастливое озарение: так эти визионеры - это комиссары, да?! Замполиты, политруки? Фффу, ну так бы сразу и сказал. Это дело мы знаем, это дело привычное... Тьфу на них, глаза б на них не смотрели! Этакая пакость!

Ну, пояснять вообще проще на каком-то свежем живом примере. Вот, к примеру, самый свежачок: по радио весь день идут победные репортажи об открытии платной автомобильной трассы Москва - Санкт-Петербург.

Да, прекрасный практический пример. Отгрохали, наконец, платку от Москвы до Питера - десяти лет не прошло (или прошло). Как к этому относиться? Это хорошо или плохо? Что по этому поводу можно сказать?

Отделим сразу "некомандные" (хотя и, наверно, самые распространенные) типы ответов. Первый - как те рабочие фанерного комбината: "Меня это все не касается, что там У ВАС происходит, мне главное, чтобы деньги платили; больше денег - хорошо, мало - плохо. А фанеру свою за воротами хоть сжигайте - мне все равно (а дорогу свою хоть закопайте, не жалко)". Если вы думаете как-то в этом роде - поздравляю: вы входите в железное большинство российского народонаселения и мыслите с ним в унисон. Большинство населения (во всяком случае, производственных рабочих и жителей малых городов) предпочитают жить в России как на оккупированной территории, у которого одна задача - выжить.

Второй тип - лично-местечковый: "О, трассу отстроили, теперь буду быстрее к теще в Вышний Волочок ездить!" Тоже такой незамутненно эгоистический взгляд: если новая дорога ведет к теще - это хорошо; а жила бы теща где-нибудь в Серпухове (или если она туда переедет) - автоматически переходим к реакции №1. То есть в обоих случаях человек исходит из того, что он живет в России один - и с этой точки зрения оценивает все происходящие вокруг "новшества".

Но возможен (хоть он и в меньшинстве) некий квазикомандный тип реакции: человек так или иначе ощущает себя членом этакой "команды" жителей/граждан России, которые строят некое общее будущее... и вот тут уже без образа будущего просто не обойтись. Собственно, все такие мега- и даже просто проекты могут тогда рассматриваться только с точки зрения соответствия/несоответствия своему "образу желаемого будущего".

То есть оценка дороги зависит от того, как мы представляем себе будущую Россию. Будут в ней широкие, большие, похожие на автобаны дороги между городами? На самом деле это уже вопрос. Есть, например, концепция, усердно продвигаемая "урбанистами" типа Варламова-Каца, которые усердно "топят" за "отмирание" частного автотранспорта, который якобы должен пасть жертвой общественного транспорта. Если в скором времени ни у кого уже не будет авто в частной собственности, и мы в это верим - зачем же тогда широкие автобаны для легковушек? Может, тогда надо на какие-нибудь скоростные экспрессы упирать, всякие ультраСапсаны? С этой "картины будущего" данная трасса - пустая трата ресурсов и денег.

(И да - Варламов, безусловно, претендует - и давно - на роль визионера для всей страны, правда, в не очень широкой области)

А может быть, мы считаем, что в России, наоборот, должны быть автобаны "как в Европе". Но и тут опять вопрос - они должны быть платные или бесплатные? Тут вылезают масса вопросов и более общего характера: дороги в России будут "для всех" или "только для тех, у кого есть деньги"? Второе - вроде как "настоящий капитализм", но - как же тогда Америка с ее вечными образами бродяг, странствующих туда-сюда с двумя грошами в кармане, все эти "беспечные ездоки" и прочее? Можно ли быть беспечным ездоком на платной дороге? Да - но только если у тебя есть чем платить. А если бы заботишься о плате - ты уже не беспечный...

В случае с "платкой" Москва-Питер получается, что за нас уже, собственно, всё решили. ЕСТЕСТВЕННО, если главная дорога между двумя столицами страны сделана платной - то и все остальные трассы в стране тоже будут делать платными. "Москва задает тенденции". Представим, что кто-то, условно, затеет строить автобан между Красноярском и Новосибирском; как его сделать теперь бесплатным? Строителю скажут: "Ты что, сдурел? Между Москвой и Питером (самые богатые города России) - и то платные, а ты что, самый богатый?! У тебя бесплатно будет??"

Вот это и называется: кто имеет в голове образ будущего, тот этим будущим УЖЕ и управляет; а кто разыгрывает из себя партизана в тылу врага или куркуля на отдаленном хуторе близ Диканьки - тот в какой-то момент, хлопая ушами, внезапно обнаруживает себя живущим в будущем, которое он и представить себе не мог. Почему? Потому что это будущее уже нарисовали для него другие.

Впрочем, планида как "хуторян", так и "партизан" - бесконечно приспосабливаться. И в этом, надо отдать должное, они мастера. Один минус - постоянно приходится жить в каком-то чужом будущем. Придуманном визионерами, которых, как мы выяснили, не существует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →