Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Счастье быть одному

Моя любимая мысль у Галковского (чем он меня в свое время крайне поразил и очаровал) - это мысль о русском индивидуализме. Он утверждал, что русские - никакие не "коллективисты", что вся эта чертова "соборность" русскому народу на самом деле чужда и отвратительна, что, наоборот, русские - это КРАЙНИЕ индивидуалисты по натуре! Это шло очень вразрез сразу с обоими дискурсами - и официальным, и неофициальным, но было очень созвучно моим личным ощущениям. В частности, помню, как в армии первые несколько месяцев больше всего угнетала меня даже не муштра, не "тяготы и лишения", а именно вот это постоянное нахождение "в коллективе", от которого никуда нельзя было деться. И как потом, оказавшись (несказанно повезло) на так называемом "боевом дежурстве" (то есть в крохотной каморке с "секретными протоколами", но ЗАПИРАЕМОЙ НА КЛЮЧ!!) - я, не помня себя от счастья, катался по полу и дрыгал ногами в разные стороны (зрелище наверняка было преуморительное), повторяя только - ОДИН!! ОДИН!! Наконец-то ОДИН!!!

Эту мысль я у него периодически теряю, но периодически же и нахожу. Вот опять нашел:

О русском индивидуализме
"Ведь очень подозрительная и искажённая картина с "русским народом" у Вас получается.

Как я уже отмечал ранее, следует КРАЙНЕ ОСТОРОЖНО относиться к любым высказываниям сапиенсов по национальному вопросу. Тут надо выверять и перепроверять десятки раз каждый пассаж.

Вот Вам о городском еврейском "торгашестве" и деревенской русской "соборности" такая информация к размышлению. Герберт Уэллс заявил в глаза Ленину об утопичности планов построения коммунизма в России, сославшись на то, что русские в своей массе торговцы и крайние индивидуалисты. О чудовищной торгашеской назойливости и мелочности русского простонородья говорил не кто иной, как Карл Маркс. Делал он это, исходя не из личного опыта, а суммируя на сей счёт высказывания европейцев, побывавших в России. За сообщениями об экономических особенностях разных народов Маркс следил тщательнейшим образом и ошибался весьма редко.

Когда в начале века упрекали русских в антисемитизме, то о деревне и помину не было. Говорили об "озверевших ЛАБАЗНИКАХ и ЛАВОЧНИКАХ из "Союза Русского Народа"", "ОХОТНОРЯДЦАХ" (то есть торговцах с Охотного ряда).

Или посмотрите, где русский человек за последние семь лет "нашёл себя". Куда его "повело", предоставленного самому себе, брошенного и плюнутого правительством? Где "успех" русских. Сельское хозяйство в пропасти. Промышленность развалена. Но изо всех щелей хлынули миллионы челноков. Это "масса", "биология", которую не остановили ни таможенные кордоны, ни рекет, ни многодесятилетняя долбня о "мещанах-спекулянтах". Огромное количество бывших инженеров, учителей и научных работников нашло себя в мелкой торговле и им это нравится, они себя чувствуют, как рыба в воде. И притом никакой соборности, никакой кооперации и землячеств. "Каждый сам за себя, один Бог за всех".

Так в чём же "русская идея" этих людей? В чём ИХ интерес. А в чём интерес интеллигенции, как тоже "сословия", "корпорации"? Им что, в отличие от крестьян и евреев, ничего не надо? Ни денег, ни фабрик и заводов, ни нефтяных скважин и золотых приисков? Но так ведь "ничего не получится". Не может быть так, чтобы одним - всё, а другим - ничего. То есть можно, но только при одном условии - постоянном и тотальном насилии. Демократическое же общество живёт законами естественной конкуренции социальных интересов разных групп населения. Равнодействующая интересов и является объективным знаменателем социальной жизни нации. То есть во главе угла стоит живая борьба, жизнь нации, а не измысленная идея или концепция.

Вы и идите от "реальности": от своего личного интереса, к интересу своего сословия, от интереса сословия к интересу общенациональному. Постепенно и очень осторожно. А так, кричать "мы русские", "Россия"

Поднятся до осознания личных и сословных интересов, их чёткой фиксации и защиты - это и есть "политика", политическая (партийная) борьба и т.д. А выступая от имени "русского народа", Вы выступаете от имени небольшого и глупого, но несоразмерно влиятельного сословия русских крестьян, которое Вас УГНЕТАЕТ. Вы себя поставьте на место, и крестьян зарвавшихся поставьте на место. Вам кажется, что это "философия", а это "полтика", причём очень неудачная.

Крестьяне и говорят, что никакие они не крестьяне. Они народ, а Вы и я - ничтожная прослойка, которую они из милости терпят и кормят (посчитайте-ка, во сколько миллиардов долларов русскому городу обошлись деревенские "кормильцы" хотя бы за последние 10-15 лет - уму непостижимо!). Вы слово это - "народ", не употребляйте. В ноль секунд вас заторкают, зарыпают, срежут карман бритвой, сорвут часы, и Вы же ещё перед деревенскими будете лежать на грязном снегу, виновато очки искать. Вы говорите иначе: в чём их интерес, как сословия. Жрать в три горла, жить за наш счёт? А прикладом в морду? И именно редуцируйте диалог, говорите с позиции силы. Сила у нас, а не у них. Так что пускай ОНИ подстраиваются под наши интересны, проходят свои 50%, а то и 95% пути к совместному компромиссу. Упёрлись: нам - всё, вам - ничего. А где СИЛА ваша? В ЧЁМ? "Зайчишки во хмелю".

Вы пишете, что основа современной России крестьянство, что Ельцин типичный представитель и т.д. Типичный, я сам сказал. Только это типичный представитель 30-летней давности. Уже к началу 80-х такие люди стали пережитком даже в глухой провинции.

Вот 50-60-е годы - это да. Тогда таких было много. Это время было эпохой окончательной экономической и демографической победой города над деревней, но эти же годы ознаменовались ПОЛИТИЧЕСКИМ разгромом горожан, что и привело к нескольким десятилетиям застоя".


Д.Е.Галковский "Книга Благодарностей и Просьб", 1998
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →