Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

СУЭ глазами Сергея Шмидта



Сергей Шмидт (который Лангобард в ЖЖ), с которым мы старые френды и приятели (и даже смогли развиртулизоваться и поесть вместе вкуснейших поз - так как я несколько раз добирался до Иркутска) - разразился длиннейшим постом про "Страну утраченной эмпатии". Сергей - преподаватель истории и философии в Иркутском госуниверситете, профессор, лектор... да, впрочем, что я о нем рассказываю - кто ж не знает Лангобарда? Один из самых знаменитых блогеров в стране с середины "нулевых". И вот что он написал:

"Алексей Рощин, «Страна утраченной эмпатии». Вместо рецензии или просто отзыва.

Книга получена мною практически из рук автора – спасибо «Почте России», конечно – «усилена» (смайл) чрезвычайно приятной для меня дарственной надписью от автора на внутренней стороне обложки, так что постараюсь подойти к вопросу отзыва очень серьезно. Текст длинный – больше 10 000 тысяч знаков. Для фейсбука просто полноценный лонгрид.

Кстати, изначально собирался разместить текст 4 ноября, то есть в День народного единства, однако, прочитав книгу – подчеркну, что не только ее подзаголовок «Как советское прошлое влияет на российское настоящее», но и саму книгу – понял, что правильнее это будет сделать 7 ноября, в день сами знаете какой революции.
С автором нас объединяет одно обстоятельство, связанное с историей нашего многострадального богоспасаемого отечества, а одно такое же «историческое» обстоятельство разъединяет. Об этом лучше сказать в самом начале, ибо эти объединяющие и разделяющие моменты многое объясняют в моих впечатлениях о книге.

Сначала о том, что объединяет. Как и Алексей Рощин, я не испытываю к советскому прошлому никаких ностальгических чувств, более того, с годами я, кажется, стал превращаться в некое подобие полноценного антисоветчика (у этого много причин; кстати, наблюдаемого с близкого расстояния некоторые реалии четырехлетнего правления в моем регионе губернатора-коммуниста – одна из них (правда не главная)). Этот генезис внутренней антисоветчины отчасти удивляет меня самого, ибо классическим антисоветчиком я никогда не был, и становиться им не собирался. Все, что может быть отнесено к бескомпромиссному антисоветизму у меня всегда, по сути, сводилось к одному пункту – я считал и считаю 5 марта 1953 года (день смерти Сталина) самым счастливым днем в истории нашего народа, по крайней мере, в истории XX века. Но со временем дело как-то само собой дошло для довольно неприятной для меня ситуации. Студенты на одной лекции попросили меня сказать что-нибудь однозначно хорошее про Советский Союз и я не без ужаса обнаружил, что сказать-то мне практически нечего. Почему не без ужаса? Потому что я полагаю, что всякий умный человек тем и отличается от неумного, что может находить и формулировать как плюсы, так и минусы практически у любого явления (в этом месте сертифицированные кретинушки просят меня назвать плюсы Гитлера, но я на глупые просьбы не реагирую). Так вот тогда на лекции я выкрутился, причем, совершенно не лукавя. Я сказал, что бесспорным преимуществом СССР, с моей точки зрения, была децентрализованность социальной и культурной жизни. СССР был в хорошем смысле многополярен. И столицы национальных республик, и множество провинциальных городов (не обязательно административные центры регионов) представляли собой и уникальные и относительно самостоятельные социокультурные материки и острова. А какие-нибудь комсомольские стройки и молодые города задавали энергию жизни огромным территориям, жители которых имели счастливую возможность существовать без гнетущего ощущения второсортности собственной жизни. Не знаю, согласится ли с Рощин с этим пунктом, просто обозначу его как по сути единственное хорошее, что я в нынешнем своем возрасте могу сказать про страну, в которой я родился и которой больше не существует.

О том, что разъединяет. Насколько я могу судить по фейсбучным (а прежде ЖЖежешным) репликам Алексея, лучшим временем отечественной истории он считает 1990-е – да-да, такие люди существуют! Ну а я, грешный, полагаю, что никогда в своей истории Россия не жила так хорошо, как в 2006-2007 гг. (или в 2004-2008 гг.). Я не закрываю глаза на то, что тогдашний «бархатный авторитаризм» превратился с тех пор в «авторитаризм наждачный» и, окрепнув и наведя элементарный порядок, родная российская государственность начала запускать свои длинные и холодные руки в дела, которые ее совершенно не касаются. Однако, обращая внимание на то, что может быть названо качеством повседневной жизни, я готов таки утверждать, что никогда страна наша не жила так хорошо, как в последние 15 лет. В том числе и никогда так хорошо, как сейчас, вот прямо сегодня – 7 ноября 2019 года. Согласия в этом пункте от Алексея я не ожидаю, но этот пункт немаловажен для понимания моей оценки его книги.

Позволю себе шутку с элементами актуального, заданного правящим «живым классиком» дискурса. Если кто возьмется составлять этакую «Библиотечку пещерного русофоба», то таковой политизированный библиофил может смело включать в нее «Страну утраченной эмпатии». В принципе в книге Алексей Рощин есть для того, чтобы проходить под лейблом этой самой русофобии все, что требуется. Более лирические натуры, которым по тем или иным причинам требуется подпитка настроением «русской безнадеги» и кому не хватает для этого фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» и русского фейсбука, тоже могут смело приобретать книгу про «страну утраченной эмпатии». Им там все понравится.
Теперь без шуток.

«Страна утраченной эмпатии» это книга, написанное в моем самом любимом жанре. Я именую его «недоказательной гуманитаристикой», сам, как прекрасно знают читатели этого аккаунта, в оном практикуюсь (кстати, впервые опубличил, как я этот жанр называю). У этого жанра, несмотря на то, что это самый свободный жанр на свете, есть свои правила. Я назову главное. Поскольку тексты, выполненные в этом жанре, предполагают опору на субъективность, как на рационально-логическую, так и на эмоциональную, поскольку они предполагают пренебрежение или минимизацию научности, методологичности, доказательности и т.п., они просто обязаны быть интересными, непопсовыми и мыслеобразовательными. Иначе, вон из искусства, точнее, из жанра! Книга Алексея Рощина полностью соответствует названному требованию. Книга может восхищать, раздражать, бесить, провоцировать – не важно, что, у кого и как конкретно, но она способно запускать мыслительный процесс. А я верю в самоценность мыслительных процессов. Акт думания еще никому не мешал, только помогал. Я бы даже сказал, что мыслительный процесс гарантирован при прочтении этой книги в 99 случаях из 100.

Да, эта книга является идеальной для тех, кто любит возражать, спорить, убеждать и переубеждать. В этом смысле я видимо не вхожу в ее целевую аудиторию, поскольку уже много лет никого ни в чем не убеждаю, тем более, не переубеждаю. Но мне важно подчеркнуть, что книга идеальнее подходит не для «переживания позитивных эмоций согласия и взаимопонимания» (для этого существует лента в фб), а как раз для стычки, спора, ссоры, конфликта. В общем, не знаю, возмутит ли это автора или обрадует, но я бы уверенно предположил, что идеальная аудитория этой книги – те самые «совки», носители всех психологических последствий советского прошлого, которых он в этой книге укатывает в плинтус.

Правда на месте Алексей Рощин я бы не рассчитывал на какой-то воспитательный, преобразовательный эффект книги. Как школьный хулиган, порицаемый педагогической общественностью школы за хулиганство, сознательно становится еще большим хулиганом, как в панк-юноше, осуждаемом респектабельной общественностью, возникает желание стать еще более крутым панком, чем он был, так и «Страна утраченной эмпатии» может укрепить в вере тех, чья вера в ней так эффектно разоблачается. У хулигана и панка обычные подростковые импульсы, но и среди них есть желание быть каким-нибудь «самим собой». Вот мне сдается, что и у пресловутых «совков» может возникнуть желание побороться за свою идентичность всем Рощиным назло. Укрепить эту идентичность и укрепиться в оной. Кстати, почти убежден, что нечто из этой серии мы наблюдаем в яркой политической биографии четырежды президента Российской Федерации.
Рощин про так называемых «нас» фиксирует, на мой взгляд, главное. Мы – народ, глубоко фрустрированный, невротичный, не уверенный в себе. Так когда-то фрейдоподобная европейская мысль описывала европейцев. Теперь такие европейцы – мы с вами. Многие наши всплески и выплески – следствия постоянного внутреннего беспокойства. Многое в нашей жизни порождается возникающей из-за этой фрустрированности потребностью в защите, в определенности, в психологических компенсациях. Меня спросили недавно после публичной лекции о мировой политике: «Почему мы всюду суем свои рога?» (процитировал дословно). Я ответил: потому что мы находимся в постоянном неврозе неуверенности в себе и страхе скатиться в какой-нибудь отстой. Мы и гасим ужас и трагедию этой неуверенности, недоделанности самих себя Мюнхенскими речами и Российскими Крымами.

Не уверен, что в этом пункте я стопроцентно совпадаю с мыслями Рощина, но элементы совпадения стопроцентно есть.
Кстати, желающих как-то освежить теорию ресентимента (и сторонников, и противников, и просто интересующихся) я, кстати, тоже приглашаю к приобретению и чтению этой книги, там много будет для них свежего и интересного. К чему вечно пережевывать по поводу этого ресентимента какого-нибудь Ницше или какую-нибудь попсятину про карго-культы (обратные и необратные)? Употребите лучше Рощина – у него все, про что вы любите, очень круто расписано.

Что касается темы эмпатии, то в книге вы обнаружите интереснейшую концепцию, объясняющую политическую апатию, недостаток или слабость полноценной гражданской активности в России недостатком эмпатии на личностном уровне у граждан, неспособностью воспринимать чужое страдание как свое собственное.

Если бы книга Рощина была посвящена исключительно позднему СССР и эпохе 1990-х и исключительно нашему с ним поколению – самому бессовестному и циничному поколению в новейшей истории России – я бы согласился с ним практически во всем. Увы, точнее, к счастью, многого из описанного автором я просто не вижу в современной России. Особенно в тех, кто младше 30-35 лет. Банальности про сумасшедшую моду на волонтерство и благотворительность у молодежи, или там про коллективное утирание жилеткой френд-ленты чьих-нибудь фейсбучных слезок повторять не буду. Рощин видит нынешнюю ситуацию по-своему, я по-своему. Не исключено, что это из-за того, что ему, как политтехнологу и социологу, больше приходится общаться с электоратом, а мне, как преподу, со студенчеством, а электорат у нас сами знаете какого возраста и сами знаете родом из какой страны.

Позволю себе некоторую «технологическую» критику «Страны утраченной эмпатии». Она написана в соответствии с российскими (если угодно, совковыми (посылаю дружескую улыбку автору)), по сути, континентально-европейскими правилами композиции. Сначала много теории, общих размышлений, а всякие факты, вкусности, уникальные кейсы из опыта автора потом (Рощину есть, что вспомнить и рассказать из такой вот «всякой всячины»). Я убежденный сторонник англо-американских принципов композиции мыслеобразовательных текстов – сначала факты, кейсы, опыты, а кантианско-гегельянские рассуждения уже после этого. Имейте это в виду, товарищи читатели! Может быть, кому-то из вас будет полезнее начать чтение примерно с сотой страницы, а уже потом вернуться к тому, что до.
Но и общий вывод. Как говорят, у нас, постсовков – книга Алексея Рощина «Страна утраченной эмпатии» это вам лонгрид, который вам и мастхэв и мастрид" (Сергей Шмидт, ФБ)

Ну, что тут скажешь? Все бы писали отзывы так длинно и так хорошо!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestsabacha

November 8 2019, 18:19:12 UTC 1 month ago

  • New comment
Какая чудесная рецензия. Приятно читать. Иркутск вообще прекрасный город, вот и профессора там тоже прекрасные.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →