Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Случай на лекции по риторике

Все-таки этот Гасан - какой-то неисчерпаемый кладезь приколов. Похоже, вот этот случай сейчас в точности повторился - но уж во всероссийском, циклопическом масштабе. Гасан молодец, между прочим - отлично держался.




"Чего умного вы сказали? Умного? Ничего умного вы не сказали. Умного ничего не сказали... Болтать? Я тоже могу болтать. И час, и два, и три! Я не начитанный. Я хулиган. Я в школе плохо учился. Я двоечник. А вы - энциклопедия, хередия... Я это не учил, я ничего не знаю. Чего я, не так сказал?"

Всё так сказал мужик. Прямо квинтэссенция наших двухдневных обсуждений.

Кстати, и психологически случай очень интересный, в каком-то смысле учебный. Ведь, если присмотреться, ситуация-то то поначалу вовсе не была такой уж безобидной. Это завершилась она хорошо и весело, в итоге став похожей на клоунский номер - но это вовсе не было предопределено!

По первой минуте я вообще ожидал, что мужик сейчас даст Гасану в глаз. Дело в том, что в начале он был настроен вовсе не миролюбиво; в нем, на самом деле, вместе с водкой плескалась и злоба. И вся эта его затравка насчет "я хулиган, я бандит" - это ведь не ради хохмы было сказано, это человек сам себя накручивал, начал плясать "ритуальный танец боевого шимпанзе" в рамках "блатной истерики". Потому что сразу "просто так" напасть нельзя, надо себя "завести".

Другими словами, на ведущего, то есть Гасана, пошла волна агрессии, и он ее не мог не почувствовать. Положение усугублялось тем, что первую минуту они на сцене были одни. Тут большинство выбрало бы одну из двух - порочных - линий поведения: или постараться как можно быстрее ретироваться (возможно, выкрикивая по дороге нечто бодрое, скажем, прикинувшись, что куда-то спешит), или бы, наоборот, желая показать себя мачо, вышли бы к пьяному мужику и стали бы, что называется, на него "бычить" - типа "кто вы такой?", "как вам не стыдно", "убирайтесь!" и т.п.

Что сделал Гасан (которому, между прочим, в момент съемки уже 60 лет)? Он образцово-показательно СНЯЛ агрессию. Как? По науке: не стал ни "пристраиваться снизу" (то есть бежать), ни "пристраиваться сверху" (то есть показывать еще большую агрессию). В первом случае он потерял бы репутацию, во втором - точно получил бы в глаз (то есть на сцене был бы уже натуральный Бим и Бом).

Но нет - Гасан Чингизыч для начала резко сокращает дистанцию (этим он смутил мужика, который еще не закончил свою боевую песнь), показывая, что он его не боится; а затем - обращается к нему дружелюбно и вежливо, но твердо, КАК БУДТО в самом деле не замечая, что мужик пьян. Мужик, с одной стороны, не почувствовал страха, а с другой - был польщен разговором на равных. Но самое главное, что сделал Гасан - он, как бы не заметив, переключил "боевую песнь", предшественницу драки, с эмоционального на содержательный регистр. Все это - за первую минуту. Мужик забыл о собственной злобе и стал думать о том, что он тут слушал и чем, собственно, недоволен.

К появлении мента и дружинника опасность уже, собственно, миновала; очевидно, Гасан "дожал" бы пьяного и сам - и, собственно, видно, что он, как артист, был даже не очень доволен появлением "подмоги", он бы хотел довести всю партию до конца самостоятельно. Точнее, наверно, сказать, что он был недоволен именно как преподаватель - для лектора по призванию важно все вокруг превращать в учебный пример.

Но в конце опасный павиан (ужас, что водка делает с человеком) был не только укрощен, но и практически превращен обратно в человека. Так что в плане "искусства риторики" - пять баллов без вопросов. Просто браво. Видимая легкость и непринужденность сделанного, создающие ложное впечатление "подумаешь, и я бы так смог!" - дополнительный плюс. Работал мастер.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →