Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Если бы в школе преподавали так...

Внезапно неведомый юзер прислал ссылку на свой пост "про преподавание". Я аж зачитался!

"Неожиданно вспомнив свое школьное прошлое, решил записать конспект одного из вариантов урока замещения.
Вдруг, пригодится кому-нибудь (или даже мне :)

Предусловие:
Учитель по ... заболел, нужно его заместить, но замещающий учитель и ученики к этому не готовы.
Ученики уже знают теорему Пифагора.

Ход урока:
Что такое геометрия? (Возможный ответ: Наука о земле. Но это - гео-логия, а у нас - гео-метрия).
Зачем она нужна? (Ответы невнятны)
Хочу, например, на даче построить сарай, но для этого нужен фундамент.
Как начертить на земле прямоугольник для него? Главная проблема - прямой угол.
(Кстати, реальная задача, которую мне пришлось решать еще в 1980 году в г. Ухта на "шабашке").
Есть только колья, веревка, топор.
(Много всяких предложений, но вряд ли будет один из правильных. Обсуждение лучше не затягивать.)

Предложение варианта решения: "Пифагоровы штаны".
А именно: вяжем узлы на веревке в соотношении 3 меры, 4 меры, 5 мер.
С помощью кольев делаем треугольник, который получется прямоугольным (Чудо?)
Далее - дело техники.

Вопрос: Есть ли еще варианты начертить прямоугольный треугольник на даче? (Глубокие раздумья)
Намек на окружность, диаметр, гипотенузу... Если не вспомнят, то нарисовать.
Обсудить, какой из вариантов лучше.

Возвращаемся к "штанам". Обращаем внимание, что числа идут подряд: 3, 4, 5.
Они магические или есть еще такие?
Пытаемся искать: n, n+1, n+2 (Ученики составляют и решают квадратное уравнение).
Получается, что есть только "3, 4, 5" и "-1, 0, 1".
Вопросы:
Как отметить "-1" на земле (даче) ? Что нам делать с этим "-1"?

Вариант для "продвинутых" классов/учеников: Может, поискать варианты n, n+k, n+2*k?

Следующая тема: Почему в качестве неизвестного обозначена буква "n"?
Возможный правильный ответ: От слова "natural" (природный, естественный).
То есть, остальные числа - не естественные. А почему?
Можно еще поговорить о французском языке, как примере вульгарной латыни, упомянув натюрморт.

Продолжение темы: Как обычно обозначают неизвестное? ("x") А почему? (Ищем в интернете).
Заодно вспоминаем "x-ray", "x-files"...
Для учеников 16+: Идентификация стандарных разъемов в СССР была: X1, X2, X4, X5...
Если было непонятно, что за разъем, то писали: "X3".

Возвращаемся к ряду: 3, 4, 5.
Число 1 - уникальное во всех смыслах число (В каких?)
Число 2 - первое четное и тоже очень своеобразное.
После них "открывается новый, неизведанный мир", что отражено, в частности, в русском языке.
А именно, наличием единственного, двойственного и множественного числа. Правда, двойственное число позже распространилось до 4-х.
Например: один стол, два стола, пять столов.
Но этот мир до сих пор страшен, так как есть проблема с кочергой. Может, есть и другие "нехорошие" предметы, которые сложно посчитать?
Дополнительные вопросы: Почему именно до 4-х? Связано ли это с количеством пальцев на руке? Какой еще счет связан с этим?
Три формы множественного числа - это особенность только русского языка?
(Нет. Например, в финском: yksi lapsi - один ребенок, kaksi lasta - два ребенка, monet lapset - много детей).
Если звонок не прозвенел, то можно задать вопрос:
Почему именно "штаны Пифагора"?
А заодно и вспомнить чисто геометрическое доказательство.
Резюме: Не забывайте показывать детям, что науки совсем не "сухие", а в мире все взаимосвязано"

https://fedjanew.livejournal.com/7057.html

К сожалению, современная (читай - советская) школа таких учителей прямо и откровенно отторгает. Они - фрики, которым "государство никогда не доверит своих (sic!) детей". Печально это всё.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 173 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →