Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Ребенок в стиле «антихрист»


Грета обличает мир поганых взрослых, называя их "предателями"

Позвонили из «Комсомольской правды», попросили прокомментировать уже навязшую в зубах Грету Тунберг — шведскую школьницу, которая последнее время «борется за экологию» так, что весь мир содрогается. Журналистам из «Комсомолки» пришел в голову такой ход: поставить экологиню Тунберг в один исторический ряд с другими детьми — мировыми знаменитостями, прославившимися своей общественной деятельностью в предыдущие эпохи. То есть — сравнить шведку Грету с Самантой Смит из США и с Катериной Лычевой из СССР — детьми, которые гремели своей «борьбой за мир» в 80-е годы прошлого века. Правда ли, мол, что Тунберг по-своему продолжает их дело на современном этапе? Тогда все боялись войны, сегодня переживают за экологию…

Я, однако, сразу усомнился в том, что тут можно говорить о какой-то преемственности. Достаточно просто сравнить образы. Что Саманта Смит, что наша Катя Лычева — обе были прежде всего чрезвычайно милыми и симпатичными девчонками, вызывавшими умиление у всего мира. Вон как здорово они улыбались!


Катя Лычева и Саманта Смит

Если разобраться, и Саманта, и Катя были в первую очередь фигурами примиряющими и объединяющими; взрослые смотрели на них, слушали их по-детски наивные речи в духе «мы не хотим войны, мы хотим играть и веселиться» - и даже самые злобные и заскорузлые «ястребы» с обеих сторон как-то оттаивали и добрели душой, думая - «а и вправду — зачем враждовать?»


В честь Саманты Смит в СССР даже выпустили почтовую марку

И совсем не то — нынешняя Грета. Тут у нас фигура не умиляющая и не примиряющая, отнюдь! Грета обвиняет и уличает, она провоцирует во взрослых чувство вина, стыда и даже страха. Лычева и Саманта Смит — несколько приторно, но искренне — были чем-то вроде ангелов для ощетинившегося ракетами мира, несли в себе однозначно позитивный заряд. А вот Грета, если и ангел — то ангел карающий, ангел непримиримый. А скорее она похожа, конечно, на чертовку.

Так что нет, никакой преемственности у Греты с ангелочками Самантой и Катей не прослеживается вовсе. А с кем же тогда? Откуда взялся тот образ, в котором «работает» Грета Тунберг — ведь, несмотря ни на что, образ у нее очень узнаваемый?

На самом деле, надо просто посмотреть чуть дальше вглубь; не в 80е, а в 70е «застойные» годы. Если предположить, что демоническая Грета возникла не сама по себе, что у нее как у общественного (и теперь — почти всемирного) явления были свои режиссеры, авторы и продюсеры — мы легко обнаружим в 70-х годах прототипы ее образа, то, чем «авторы» Греты (с ее вечно перекошенным, злым и недовольным лицом) вдохновлялись.

Без сомнения, они «лепили» ее образ с двух основных источников (бывших в чрезвычайной моде 40 лет назад): это, с одной стороны, фильмы про детей, одержимых дьяволом (самый известный — знаменитый «Экзорцист» Уильяма Фридкина), и, с другой стороны — фильмы про ребенка-Антихриста (самый знаменитый - «Омен»). Просто посмотрите на фотографии тех самых детей из упомянутых культовых фильмов:


"Экзорцист" (У.Фридкин) - героиня, одержимая дьяволом


Плакат фильма о ребенке-Антихристе



а вот сама Грета. Не правда ли, похожа?

Грета Тунберг однозначно работает в образе Антихриста. Отсюда ее впечатляющая интернациональность и всеохватность (она давно уже забыла про родную Швецию и «борется за экологию» в масштабах планеты, не меньше; ну так ведь и Антихрист из легенд и фильмов тоже не собирался размениваться на мелочи и тоже хотел действовать в планетарном масштабе!) Главная черта «образа Антихриста» в фильмах (из-за чего он и является таким притягательным для зрителей) — как раз сочетание несочетаемого: с одной стороны, перед нами ребенок, то есть по определению нечто маленькое и умилительное; а в то же время — этот ребенок реальный монстр, с абсолютно взрослой злобой и нетерпимостью, с неимоверными амбициями и страстью заставить весь мир плясать под свою дудку. Ну, разве это не Грета?

Образ Антихриста, да еще в виде ДЕВОЧКИ — это настоящий постмодернизм, любое жюри любого «продвинутого» кинофестиваля было бы в восторге от замысла. Разница лишь в том, что Грета и ее кураторы разыгрывают свой спектакль не на экране, а в реальной жизни. И это, признаться, несколько пугает.

Впрочем, у оптимистов есть лазейка: они могут попробовать поверить, что Грета — никакой не Антихрист, а просто-напросто девочка, одержимая дьяволом. В этом случае, без сомнения, у мира несколько больше шансов.
Subscribe

  • Колония Навального как образец Системы

    Промышленное производство подлецов Итак, в продолжение нашей темы самоуважения, перейдем, наконец, к теме совка. Совок, как я уже показывал в…

  • Комфортное состояние злобы

    В наше время принято сетовать на то, что «люди стали какие-то злые». У знаменитого бард-певца песня «Зачем так злобен род людской», а знаменитый…

  • Самоубийство журналистки Славиной

    Диалог из эфира "Радио Комсомольская правда": С. Мардан: - Так и есть. А какой человек себя может убить? Именно человек со съехавшей психикой. Я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 373 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Колония Навального как образец Системы

    Промышленное производство подлецов Итак, в продолжение нашей темы самоуважения, перейдем, наконец, к теме совка. Совок, как я уже показывал в…

  • Комфортное состояние злобы

    В наше время принято сетовать на то, что «люди стали какие-то злые». У знаменитого бард-певца песня «Зачем так злобен род людской», а знаменитый…

  • Самоубийство журналистки Славиной

    Диалог из эфира "Радио Комсомольская правда": С. Мардан: - Так и есть. А какой человек себя может убить? Именно человек со съехавшей психикой. Я…