Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Самосожжение удмурта



Я бывал в Ижевске - там ведь много "оборонки", а "оборонку" я как промсоциолог тоже изучал. Город понравился - чистый, такой очень "городской", что на самом деле в нашей полудеревенской, слободской провинции не такое уж частое явление. Бывает, даже в крупных городах - только чуть сворачиваешь с центральных улиц, два шага - и чуть не целая улица деревенских изб и каких-то деревянных бараков, разве что коровы не мычат. Ижевск в этом смысле показался построже.

И что меня там как раз поразило - довольно настойчивое присутствие удмуртского языка. Например, на остановках - все названия строго на двух языках. Или уличные таблички - тоже на русском и удмуртском. В киосках - газеты на удмуртском. Все вроде бы в порядке, как во всех наших "национальных республиках".

И тут вдруг, воистину как гром среди ясного неба - самосожжение удмуртского старика (!) на центральной площади с плакатом «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть».

"В Удмуртии мужчина поджег себя у здания госсовета республики. Как заявил и. о. министра здравоохранения Удмуртии Георгий Щербак, пострадавший получил почти стопроцентный ожог тела. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело. Стало известно, что самосожжение совершил заслуженный деятель Удмуртии Альберт Разин. Раньше он работал ректором Института человека при Удмуртском государственном университете (УдГУ), но давно уволился и сейчас на пенсии. Как писало издание izhlife.ru, рядом с Разиным лежали обгоревшие транспаранты, в которых он призывал спасти удмуртский этнос" (Яндекс.Новости)

Позже как-то стыдливо и мельком сообщили, что спасти Альберта Разина не удалось - он умер от полученных ожогов. То есть имело место полноценное самоубийство.

Публичное самосожжение по целеполаганию более всего созвучно голодовке: в обоих случаях люди, ставящие под угрозу свою жизнь, рассчитывают вызвать в окружающих эмпатию, чувство сострадания - и таким образом привлечь внимание к своим проблемам. Но, конечно, самосожжение - акт куда более мгновенный и страшный, более шокирующий.

То есть на самом деле мы имеем теперь дело сразу с двумя потенциально опасными общественными тенденциями: первое - что протестующие, убедившись в том, что общество практически игнорирует голодовки (оно в них не верит), могут переходить к намного более шокирующим актам самопожертвования; и второе - внезапно в очень неприятном контексте возникла тема "ущемления национальных языков".

Когда человек сам себя сжигает, причем всерьез, до смерти - это очень страшно, и, может, в каком-то другом обществе такой акт всколыхнул бы население даже в самых отдаленных местностях, об этом писали и говорили бы везде, прошли бы митинги и манифестации, депутаты делали бы запросы в министерства и т.п. Но в нашем обществе, как уже не раз замечено, уровень эмпатии равен практически нулю (и не по Цельсию, а по Кельвину) - поэтому можно сказать, что случай в Ижевске никто практически и не заметил. Властям не было никакого резона его как-то афишировать, ну а людям и подавно накласть.

А ЗРЯ. Отсутствие реакции - тоже реакция, и в данном случае она сама по себе говорит об очень глубинных проблемах всего общества. "Пациент скорее мертв, чем жив".

На самом деле нам еще только не хватало проблем с пассионариями из нацменьшинств. А ведь тема не нова, она первоначально возникла вообще не в Удмуртии, а в Татарстане несколько лет назад. Дело касалось отмены необходимости изучения "национальных языков" в школах - перевода такого изучения на добровольную, то есть факультативную основу. Грубо говоря, русские дети в школах на территории Татарстана не хотели учить татарский, родители их в этом поддержали, дело дошло до Путина, Путин одобрил - теперь нацязыки везде в республиках идут факультативно (то есть, насколько мы знаем наши школы - никак). И все прошло достаточно тихо.

Правда, видные социологи "по нацвопросу", например Эмиль Паин, помню, в момент введения новых норм выражали сильную обеспокоенность, говорили, что такие меры могут привести к росту межнациональной напряженности - но, к их удивлению, ничего не случилось. Ни на выборах ГосДумы, ни на выборах президента все это никак не отразилось, нацреспублики по-прежнему выдавали на гора свои традиционные "восточные" проценты. Да вот не далее как в прошлое воскресенье - Татарстан опять отличился какими-то невероятными цифрами за "Единую Россию".

И вот, стало быть, такая - очень запоздалая - "первая ласточка". Она же - "черный лебедь". И это тревожно. Потому что в России действует железный закон, открытый еще Некрасовым: с одной стороны здесь, конечно, всем на всех наплевать, но, с другой стороны - "дело прочно, когда под ним струится кровь".

В чем вообще суть жалоб местных националистов? У них есть свои резоны, исходящие из особенностей российских учеников любой национальности: главная - что они все в принципе учиться особо не хотят и рады любой возможности от учебы "откосить". А это означает: если местный язык становится "факультативом", то на него перестают ходить все - и русские, и нерусские дети. А те татарские или удмуртские дети, кого все ж заставляют родители "отсиживать часы", когда русские уже вовсю играют в футбол во дворе - чувствуют себя "рыжими", что, естественно, любви к родному языку не добавляет. К русским, впрочем, тоже.

Чем это все чревато? Чревато расслоением по национальному признаку. Да что далеко ходить? Вон, на Украине с маниакальным упорством все последние десятилетия пытались вывести "на факультатив" свой язык "национального меньшинства" - русский; в итоге временно или навсегда потеряли несколько своих областей и одну "республику" (Крым), и процесс еще далеко не остановлен.

Отказ от обязательного преподавания нацязыков в школах - это ведь, в общем, прямое и откровенное признание государства в том, что нацязык ему НЕ НУЖЕН. Хочешь учи, хочешь нет. Как макраме или бег в мешках.

Социологи предупреждали, чем такой, "основанный на здравом смысле" подход обернется в будущем: естественно, ростом (а то и, чего доброго, радикализацией) местного национализма. А если им потом придет в голову не бензином себя поливать, а динамитом обвязывать? Жизнь-то им, как уже было сказано, не дорога "без родного языка". И что тогда?

Похоже, и в отношении горящих лесов, и в отношении нацпроблем у российского руководства принцип один - "и так сойдет". Далеко загадывать, типа, бессмысленно, потому что "на наш век хватит", а что будет потом - наплевать.

А потом, очевидно, придется расхлёбывать. Публика-то у нас дура, без эмпатии: пока ее не начнут напрямую резать или взрывать - она и не заметит, что что-то происходит.
Subscribe

  • Морлоки теперь везде

    О чем весь цикл сериалов Цекало и Глигорова Пишут, что на экраны уже вышел новый сериал «Аутсорс». В создателях – сладкая парочка режиссера…

  • А что же делать?

    Какое будущее ждать для Европы? В связи с началом какой-то, столь любимой Путиным «движухи» в отношениях между РФ и США публика явно…

  • Разговор Трампа с Путиным

    С Россией в кои-то веки поговорили без презрения Вот уже сутки вся Россия писает кипятком по поводу того, что Путин удостоился высочайшей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 543 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Морлоки теперь везде

    О чем весь цикл сериалов Цекало и Глигорова Пишут, что на экраны уже вышел новый сериал «Аутсорс». В создателях – сладкая парочка режиссера…

  • А что же делать?

    Какое будущее ждать для Европы? В связи с началом какой-то, столь любимой Путиным «движухи» в отношениях между РФ и США публика явно…

  • Разговор Трампа с Путиным

    С Россией в кои-то веки поговорили без презрения Вот уже сутки вся Россия писает кипятком по поводу того, что Путин удостоился высочайшей…