Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

«Конфликт» гуманитариев и технарей

На самом деле никаких конфликтов, понятное дело, нет. Милые бранятся – только тешатся. Есть родовая травма в мозгах, нанесенная «лучшим в мире» советским образованием.

Советская система образования, безусловно, была хороша тотальным охватом населения и могучей силой принуждения, вдалбливающей, вдавливающей хоть какие-то знания во всех, кто попадался ей под руку; но недостатки – продолжение достоинств. Если система основана на тотальном принуждении, то и в самом образовании силен догматизм, авторитаризм, зубрежка, лейтмотив совка – «шаг влево, шаг вправо считается побегом».

Советская школа основана на убеждении, что у всех задач есть одно-единственное ПРАВИЛЬНОЕ решение (указанное в конце учебника), причем данное решение можно найти одним-единственным ПРАВИЛЬНЫМ методом (который рассказал учитель и который указан в учебнике), все же остальное – от лукавого. Вспоминаю случай из собственной школьной практики.

Дело было году так в 1983-м, учился я в 9 классе (это аналог нынешнего десятого). В тот год алгебру с геометрией вела у нас некая Елена Ивановна – колоритнейшая женщина, громадная и необъятная, как дредноут, настоящая генеральша. Она действительно, как говорили, была генеральшей, то есть женой генерала (тогда в совке это еще что-то значило, даже в Москве). И по характеру соответствовала – была властной, даже свирепой, и в школе ее боялись все – и ученики, и учителя, и сам директор.

А кроме того, она и сама была не просто училкой по математике, но, бери выше, действующим «методистом РОНО» - то есть чиновницей в советской система наробраза. Могла бы и не преподавать, а лишь надзирать за другими – но вот пришла в нашу школу, видимо, потому, что «чертовски хотелось работать» (хотя тогда эта крылатая фраза еще не прозвучала).

Веселая методистка затеяла однажды во всех 9-х классах некую «четвертную контрольную» по алгебре. Первый урок она объясняет, второй урок все пишут. 9 «А» писал на первых двух уроках, дальше – мой класс. Приходим. Оказывается, ЕленИванна затеяла, как она сама торжественно объявила, «эксперимент»: мол, она, пытливая натура, тут давеча обнаружила, что на уроках физики при решении физических задач вовсю решают квадратные уравнения – и возбудилась: это же ее хлеб! Это алгебра! Значит, надо совместить и порешать такие задачи на ее уроках!!

И начала объяснять, какие задачи и как решать. Я уже за первые два месяца записал ЕленИванну в женщины хоть и безобидные, но не адекватные, поэтому особо ее не слушал, сидел на первой парте, думал о своем. И тут слышу из-за спины яростный и недоуменный шепот друга Макса:

- Что она пишет?! Это же не скорость! Это формула пути! Это не скорость!!

Громкость шепота нарастала, и, наконец, он достиг ушей генеральши. Она перестала стучать мелом по доске и с грозным видом обернулась. Ее поворот был подобен повороту орудийной башни главного калибра на дредноуте, при этом она издала невероятный рык:

- ЧТО-ОООО??

Типа – кто осмелился раскрывать рот на ее уроке??

Макс за моей спиной мгновенно впал в ступор и больше не выходил из него до конца урока.

Зато оживился я. Я-то знал, что Максуд по вечерам ходил в физматшколу при МЭИ! Вгляделся пристальнее в ее каракули на доске – ба! И точно! Наша методист РОНО, очевидно, подзабыла курс своего педвуза, и совершенно напрасно оторвалась от своих методичек, безрассудно схватив учебник по параллельной дисциплине – физике. Она перепутала – и на полном серьезе сейчас выводила на доске НЕ ТУ формулу. Класс при этом, как положено в ХОРОШЕЙ ШКОЛЕ, хранил благоговейное молчание и знай скрипел ручками в тетрадях – перенося сакральное знание с доски к себе на бумагу.

Я поднял руку. Поднял повыше. Потом позвал тихонько, привлекая к себе внимание:

- Елена Ивановна!

- А, Рощин! – отмахнулась она. – Опять хочешь сказать, что можно как-то быстрее? Потом скажешь, не мешай классу!

Ну ладно, что ж. Я опустил руку. Комментируя свои действия, Елена Ивановна стучала мелом еще минут 10, наконец, победно улыбнулась и закончила. Класс тоже немного «отпустило», пошло легкое шевеление и даже кое-какой шепот. Вот-вот уже перемена – перед контрольной.

Тут Елена Ивановна вспомнила и обратилась ко мне:

- Ну, что там у тебя было? Давай, только коротко!

Я показал на доску и сказал:

- Там у вас неправильная формула. Не v, а s должно быть. Это не формула скорости, это путь.

Повисла зловещая пауза. Собственно, сказанное означало, что все объяснения были «не о том», и указанный (а также тщательно записанный классом в тетради) способ решения в принципе не годится. Елена Ивановна начала медленно и страшно багроветь. Я представил, какой мощности крик должен раздаться в следующую секунду, и поспешил добавить:

- Это и по размерности можно сразу увидеть. Смотрите: vt – скорость на время, получаем метры, и аt квадрат пополам, секунды в квадрате сокращаем – опять метры. Метр плюс метр – это путь, Елена Ивановна. У скорости другая формула, нам на физике объясняли.

Крик замер у Елены Ивановны в горле. Она закашлялась. Махнула рукой. Тут и звонок прозвенел. Контрольную на втором уроке нам отменили.

Собственно, к чему я это все рассказываю? К тому, что самая неловкая ситуация сложилась с 9 «А». Они-то до нас все «решили» всю контрольную по «методике», предложенной учителем!

Замечу – я ведь учился вовсе не в школе для даунов. Это была обычная московская, пусть и окраинная, школа. Это СУТЬ нашего образования. У нас в школе, уже тогда, было два типа преподавателей: такие, как Елена Ивановна – властные, свирепые, у которых на уроке «муха не пролетит» - и женщины-тряпки, у которых на уроках царил полный хаос. От последних в голове не оставалось ничего (помню, милейшая тихая училка по литературе на вопрос, с чего это вдруг "Вишневый сад" комедия, когда это трагедия настоящая, ответила простодушно - "ну там ведь не убивают никого; конечно, комедия!"), а елены ивановны вколачивали единственно верное понимание своего предмета.

Я рассказал о том, что было на алгебре. Но ровно то же было и на «гуманитарных» предметах. Дихотомия «гуманитарии-технари» в постсовке не имеет смысла. В обоих случаях правит бал «агрессивно-послушное» большинство, неспособное критически отнестись к тому, что ему впаривают «авторитеты», и свято убежденное, что есть одна-единственная (и, конечно, известная Наверху) истина, которую можно достичь одним-единственным, описанным в Учебнике путем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 382 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →