Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Дзен и пролетарии умственного труда



Довольно забавно: благодаря приложению Яндекс.Дзен вдруг ощутил себя в шкуре типичного рабочего. Возникла у меня классическая ситуация, неоднократно описанная еще в трудах основоположников марксизма-ленинизма — как капиталисты проклятые дурят нашего брата-пролетария. Да я и сам, будучи промышленным социологом, неоднократно такое выслушивал от настоящих рабочих на промпредприятиях. Ситуация под названием «рабочий и расценки».

Дано: есть рабочий, который работает на каком-то станке — к примеру, детали точит. Оплата сдельная — сколько деталей наточил, столько и получил «на руки». При этом еще и есть «план» - то есть меньше определенного количества деталей выпускать нельзя. Ну, работяга старается, оттачивает навыки, доводит до автоматизма, заодно еще применяет всякие хитрые рационализации — словом, его производительность со временем растет. Что, типа, хорошо. Раньше он, допустим, точил 100 деталей за смену, через полгода начал вытачивать уже 200, еще через полгода — 300. Стал наш рабочий ударником. И рассчитывает, не без оснований, что и его заработок за то же время вырастет соответственно.

Но не тут-то было! Рабочий, значит, за год увеличил свою производительность втрое — но и работодатель за то же время не дремал! Он — раз! - и снижает РАСЦЕНКИ за вытачивание тех же деталей… вчетверо! Ты хитер, а я хитрее. И вот сидит наш рабочий в обеденный перерыв, чешет репу — как же это так странно получается? Вроде за год стал работать втрое лучше, производительнее — а зарплата не то что не выросла, а вроде как даже МЕНЬШЕ стала! Удивительный факт, товарищи!

Сколько я таких историй слышал как модератор фокус-групп… Цифры, конечно, были разные — но направленность всегда одинаковая. Рабочие самых разных производств жалуются одинаково: работали-работали, осваивали оборудование, приноравливались, повышали темп, наращивали усилия, только вроде начинали надеяться на существенный рост заработков — оп, расценки пересмотрели, и они по-прежнему в ж….пе, причем за меньшие деньги приходится прилагать значительно больше усилий.

Но это, казалось бы, участь только так называемых «синих воротничков», париев индустриального мира; как оно может касаться нас, креаклов, кои не оскверняют машинным маслом свои тонкие пальцы, а максимум мускульных усилий прикладывают лишь к клавишам ноутбука, сочиняя на нем свои ТВОРЧЕСКИЕ произведения?

Ан нет! Есть такой Яндекс.Дзен. Это площадка в интернете, на которой авторы-креаклы выкладывают свои произведения в принципе любого жанра — статьи, репортажи, эссе, рассказы, пособия и т. д. - а Яндекс милостиво «продвигает» их к читателям, используя как рекламные носители. И не просто так — за это Яндекс примерно 2 года назад пообещал выплачивать авторам гонорар! По принципу — чем больше раз тебя прочитали, тем больше денег ты получишь. Старайся лучше, пиши интереснее — и в твоем кармане появится звонкая монета!

В Дзене таким образом появилось множество авторов, которые, по сути, занимаются литературной поденщиной, работают на Яндекс, как негры на плантации, за «долю малую» от его рекламных доходов. Я и сам еще весной прошлого года присоединился к кругу авторов Дзена, в основном из любопытства, конечно — но и не без азарта, так как желание получать деньги за свои писания — неистребимое свойство любого графомана.

И знаете, что стал делать Яндекс? Он повел себя как тот самый классический работодатель: как только его «литературные негры», энергично работая, освоились и стали привлекать большую аудиторию, надеясь на рост заработков — Яндекс.Дзен в ответ… начал не менее энергично снижать расценки!

Не буду голословным — хорошо, что у меня, как и положено шахматисту, все ходы записаны.

В мае 2018 года, то есть чуть больше года назад, я написал заметку под названием «Опыт Дзена», в которой описал свои первые шаги и подвел первые итоги как автор-поденщик. В частности, что для нас самое главное, я не забыл там рассказать и про первые заработки.

Цитата: «За месяц (8 апреля – 8 мая) при средней производительности по 2-3 поста в день (как правило, в соотношении 1оригинальный на 2 «стареньких»). Ниже порога монетизации уже не опускался – выходило 7-10 тыс. прочитываний в неделю. Таким образом, за месяц вышло, будем считать, порядка 30 тыс. прочтений на примерно 90 постов.
Итог… держитесь за стулья крепче: 1800 рублей». https://zen.yandex.ru/media/sapojnik/opyt-dzena-kak-zarabatyvat-v-seti-5b017884799d9d73c6b26651

Уберем детали касательно количества постов — они в нашем деле неважны. Отметим ключевой показатель: за 30 тысяч прочтений в апреле-мае прошлого года выходило 1800 рублей. Таким образом, 1000 прочтений стоила тогда примерно 60 рублей.

Шли годы… Нет, прошло, конечно, всего год и 2,5 месяца. Конец июля на Дзене для меня выдался особенно ударным — буквально за неделю мои посты там прочитали (не просмотрели, а именно прочитали!) примерно 72 тысячи раз. С нетерпением ждем, сколько же упало на счет за такие рекордные показатели (Дзен, отдадим ему должное, платит ежедневно, но с лагом в 2 дня). Итак… 1200 рублей!

Не правда ли, занятно?
Май 2018: 30 тыс. прочтений — 1800 руб.
Август 2019: 72 тыс. прочтений — 1200 руб.
Или в пересчете: 2018 — 60 руб./1000 прочтений, 2019 — 16 руб./1000 прочтений.

Падение расценок за 14 месяцев — в 4 раза. Ай да Яндекс!

Для иллюстрации и дополнительных лулзов приведу свою переписку с Поддержкой Яндекса на этот счет.

Пишу я, 2 августа с.г.
«За последние 4 дня у постов на моем канале https://zen.yandex.ru/profile/editor/sapojnik - около 50 тысяч ДОЧИТЫВАНИЙ и 67 тысяч просмотров. И при этом мой, с позволения сказать, "счет" пополнился за это же время аж на... 800 с чем-то рублей! 50 тысяч дочитываний стоят 800 рублей? 16 рублей за 1000 дочитываний?? Я прекрасно помню, что когда я начинал (весна 2018 года), речь шла о 50-60 рублях за 1000. Потом стало 40. В начале этого года, я считал - 33 рубля. Я думал, что уже ниже некуда. А теперь - еще в 2 раза меньше? 16?!
Извините, но у меня полное ощущение, что Дзен попросту ворует деньги у авторов, пользуясь полной непрозрачностью системы начисления "монетизации". Ладно бы чуть подворовывал. Но сократить расценки в 4 раза за год?! Это не слишком ли лихо? Можно ли объяснить, куда деваются деньги за монетизацию?»

Ответ Поддержки, тот же день:

«Здравствуйте, Алексей!

Очень жаль, что у вас сложилось такое негативное впечатление о ведении канала в Дзене.

Пожалуйста, обратите внимание, что начисление средств происходит только за взаимодействие читателя с рекламным блоком (просмотр блока, клик или досмотр ролика, если это видео). За просмотры материала, дочитывания, переходы по карточкам средства не начисляются.
...
В Дзене нет фиксированных тарифов за действие с рекламным блоком. Эта величина динамическая, базируется на различных показателях рынка рекламы в данный момент времени и назначается в ходе аукциона. Условия сделки между рекламодателем и площадкой Яндекс.Директ являются коммерческой тайной, эти данные доступны только непосредственным участникам сделки. Надеемся на ваше понимание».


Мой ответ, 2 августа.
Диана, спасибо за ответ!
Я правильно понял, Диана, что Яндекс.Дзен может назначить ЛЮБУЮ сумму для блогера за просмотры его материалов на канале, и никакого ОБЪЕКТИВНОГО критерия, чтобы понять, сколько я должен получить за свою посты на Дзене, не существует? Пример: я разместил некий пост, его прочитало, допустим, 100 тысяч человек. Через два дня, как положено, мне на счет "капает" от Дзена, допустим, 100 рублей. Я пишу в поддержку, вы мне отвечаете - ну вот, "Эта величина динамическая, базируется на различных показателях рынка рекламы в данный момент времени", ничего не знаем. Сто рублей так сто рублей, что вам, мало, что ли?
 То есть это нормально?»

Ответ Поддержки, 2 августа.


Диана (Yandex Zen)
2 авг., 17:44 MSK
Алексей,

Я понимаю, что вы хотели бы узнать более конкретную информацию, но я не могу назвать вам конкретных расценок, к сожалению.

Читателям показываются разные рекламные блоки в зависимости от их интересов. Ваш заработок - результат совокупности всех взаимодействий читателей с блоками за определенный промежуток времени. Все подсчеты ведутся системой автоматически.

Стоимость взаимодействия с рекламным баннером всегда разная и меняется даже в рамках одного канала. Она зависит от:

1. Стоимости показываемой читателям рекламы для рекламодателя.

2. Наличия аудитории, подходящей для рекламы.

3. Количества баннеров в статьях (зависит от объема материала).

Хорошего дня!
" (конец переписки)

Как Вы понимаете, последним ответом Яндекс элегантно послал непонятливого меня, что называется, «на три веселых буквы». Ну а в самом деле, чего пристал?

Одно утешает: на Дзене нынче — тысячи, а то и десятки тысяч авторов. И, стало быть, кидают таким вот образом, уменьшая расценки в 4 раза, ВСЕХ, а не только меня. Занятен и способ, которым Яндекс обосновывает такое свое поведение: он практически прямым текстом говорит, что деньги, которые он выплачивает авторам, являются в чистом виде благотворительностью с его стороны; захотел бы — мог бы вообще ничего не платить, «и ничего вы мне не сделаете». Вот такой он, страшный мир чистогана.

Самое же забавное во всем этом — что никакого возмущения со стороны «дзен-авторов» нет и, по всей видимости, не будет. Вы удивляетесь, почему у нас рабочие такие терпилы? А просто дело в том, что у нас ВСЕ такие терпилы. Впрочем, известный публицист Помяловский заметил еще в середине 19 (!) века: «Россия — это единственная страна, в которой человек, предлагающий работу, чувствует себя благодетелем человека, эту работу выполняющего». В этом смысле проходят века, но ничего не меняется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →