Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Обвинительный уклон

В трагическом деле катастрофы Суперджета, я смотрю, уже вовсю наблюдается предсказуемая "реакция общественности": несмотря на то, что еще и суток не прошло - уже очень многие готовы обвинить во всем пилотов. Причем аргументация у них "железная": почему? А мы сами видели!

Имеется в виду видеозапись вынужденной посадки самолета, на которой отчетливо видно, как самолет сначала "козлит" (то есть прыгает по полосе), а потом у него подламываются стойки шасси - и происходит возгорание. Комментаторы, просмотревшие видео, с большой охотой принимают вид непогрешимых судей - да вот же! Мы же видели - самолет неправильно садился! Так самолет сажать нельзя!

А самые подкованные еще и добавляют для убедительности: "Да так только желторотые курсанты сажают! Где это видано - садиться с такой скоростью?! Надо было сначала скорость снизить!" И другие, столь же компетентные, которым не терпится дополнить: "Да, надо было на второй круг уйти - чтобы скорость сбросить! И ручку, ручку жестче на себя! Эх... И вообще - они ж с полными баками садились. Какой дурак с полными баками на посадку идет?!" и т.д. Можно подумать, что споры идут на каком-то узкопрофессиональном форуме пилотов ГА, и за плечами у всех комментирующих - десятки "вынужденных" в тяжелых метеоусловиях и в горящих самолетах... Но нет - это всё на голубом глазу обсуждают обычные юзеры в ЖЖ и фейсбуке.

На деле, конечно, все эти дискуссии в сетях гораздо больше говорят не о познаниях в области экстремального авиавождения, а о психологии нашего общества. Общества, которому больше всего нужен ВРАГ. Виновный. Тот, на ком можно сорвать злость за свое бессилие и беспомощность.

Вы не задумывались - почему практически ВСЕ авиакатастрофы (а в России их очень много, гораздо больше, чем в других цивилизованных странах) в последние 30 лет у нас заканчиваются одинаковым вердиктом - "виноваты пилоты"? Ведь это даже математически выглядит как-то нарочито и недостоверно. Тем более - что мы вроде все здесь живем и все знаем о перманентном бардаке в стране, о том, в каком состоянии ОБЫЧНО находится техника (не только авиационная) - и вдруг в авиакатастрофах всегда виноваты только пилоты! Ну, на худой конец - террористы. Как такое может быть? Неужели техника всегда в идеальном состоянии и никогда не отказывает??

Причин несколько. Одна - самая очевидная: в российских авиакатастрофах не бывает НЕЗАВИСИМОГО расследования: расследует или Минтранс (транспортная прокуратура), или МАК. Последний, хоть и называется "международный", на самом деле - та же Россия. То есть государство расследует возможные "косяки" государственных же ведомств - тех, которые призваны следить за техническим состоянием самолетов, но делают это, есть подозрения, спустя рукава. не будет же государство обвинять само себя?! Оно и не обвиняет, тем более, что под рукой всегда есть "человеческий фактор", на который так удобно все списать...

Но есть и вторая причина: само ОБЩЕСТВО тоже вовсе не жаждет правды вроде той, которую, говорят, сказанул один сталинский нарком авиации в сердцах Сталину - "Мы летаем на гробах!" Потому что поверить в плохое техсостояние - это поверить в то, что все бесчисленные государственные службы, должные обеспечивать безопасность полетов, на самом деле этой безопасностью занимаются кое-как. Это будет означать ЗНАНИЕ, что государство в России какое-то неисправное, и с ним надо что-то делать - а что?! Ну, не майдан же! Не революцию! Нет-нет, лучше все-таки знать, что это просто людишки виноваты, "пилоты не те" - это как-то привычно и, по крайней мере, не требует радикальных выводов.

То есть вывод "виноваты пилоты" - это такая равнодействующая и у общества, и у государства, самая "безопасная" версия. Неудивительно, что все к ней рано или поздно склоняются с большим облегчением.

А во вчерашнем случае - облегчение и вовсе огромное, ведь "мы сами все видели! Они просто не умеют!!"

Безумие. Хочется спросить этих "специалистов" - ЧТО вы видели?! Видели, как самолет тяжело заходит на "вынужденную". Но вопрос - а откуда вы знаете, какие у самолета были на тот момент повреждения? Откуда вы знаете, насколько он вообще был управляем? Может быть, ТАКАЯ посадка - это вообще МАКСИМУМ того, что из воздушного судна вообще можно было выжать на тот момент? И какой у вас будет вид, если "вдруг" выяснится, что пилотам за такую посадку нужно вообще орден давать, поскольку в любом ином случае погибли бы все, кто был на борту?

А ведь такое вполне может быть. Теоретически. Если бы не "равнодействующая". Списать все на пилотов - и дело с концом. Как в 99% предыдущих случаев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →