Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Кто защитит детей друг от друга?

В январе, после серии "школьных нападений", написал текст "Защита от ученика". Вопросы, поднятые в нем, в Керчи проявились опять, и с поистине страшной силой:

Защита от ученика

После Перми случилось еще два кровавых нападения в школах – в Бурятии и в Челябинске. «В школе микрорайона Сосновый Бор города Улан-Удэ ученик с топором напал на учеников, а затем облил кабинет воспламеняющейся жидкостью и устроил пожар (по другим данным, пожар он устроил сначала, а когда ученики начали выбегать из класса, напал на них с топором)» - пишет АиФ. В Челябинске один ученик «просто» на перемене ударил другого ножом – на фоне других школьных событий недели это смотрится даже как-то… почти нормально, что ли. Потому что подростки, убивающие младшеклассников – это вообще какой-то сюр. Беспредел.

Ну и? Заметна некоторая растерянность в провластных СМИ (а других у нас, почитай, почти что и нет). Можно было бы ожидать дежурных воплей насчет «необходимости повышения безопасности в школах» - и они сразу после Перми последовали от министра образования – но когда процесс внезапно пошел «вширь» - тут, похоже, даже и Васильева притихла. Почему?

Да потому что наверху-то все циники, ничто всерьез не принимают. Знают только, что надо «роль отрабатывать»: если что-то экстраординарное случилось – надо грозно нахмуриться, пообещать «усилить и углубить», «выразить озабоченность» - в общем, сплясать некий танец, после которого можно снова на год-другой расслабиться и ничего не делать, потому что, как там все твердо знают, «в этой стране ничего не происходит».

Но тут – три однотипных происшествия подряд, в одну неделю! В разных местах!

Мы живем в стране победившей бюрократии, и важно понимать, что бюрократы – не люди; это роботы. Робот всем хорош, но он способен действовать только «согласно инструкциям», ведь ни своих чувств, ни своих мыслей у него нет. И тут вдруг происходит ТАКОЕ, что ни в какие старые инструкции не вписывается! Что делать?! Система «зависает».

Происшествия со школьниками, убивающими учителей, охранников, собственных соучеников и младшеклассников (тут совершенно правомерно вспомнить серию похожих инцидентов последних года-двух) ставят школу перед совсем новой реальностью. И становится очевидно, что в той новой реальности говорить об «усилении существующей системы безопасности» вообще бессмысленно; мы видим, что выстроенная (заботливо, на протяжении более чем десятилетия) «система безопасности» нынешних школ НЕ О ТОМ. Этой «безопасности», считай, нет.

По простой причине: вся «безопасность», выстраиваемая с особой страстью по всей стране после теракта в Беслане – высокие заборы вокруг школ, обязательные ЧОПы на входе, строгая пропускная система – все это было направлено против гипотетического нападения «извне», со стороны каких-то неведомых «банд террористов». От каких террористов защищались в Бурятии или в Тамбове – неизвестно, но дело было, с присущей образовательной бюрократии тупой упертости, сделано: заборы, рамки, пропуска – по всей стране.

Против кого – неизвестно; за почти 14 лет, прошедших после Беслана, никаких попыток нападения террористов на школы не зафиксировано.

И тут «вдруг» выясняется, что главная угроза школьной безопасности – это не вымышленные «террористы» (которых доблестный ЧОПовец должен был, по мысли наших бюрократов, задержать на входе, уличив в отсутствии магнитной карточки); нет, угроза – это… собственные ученики. То есть как раз те, против кого заборы, чоповцы на входе и пропуска по определению бессильны.

Это означает, что вся парадигма «безопасности в школе» никуда не годна. Все по классике – «генералы всегда готовятся к прошлой войне». Тут то же самое – образовательные «генералы» 14 лет готовились «защитить школы» от налета Басаева – и, естественно, прохлопали появление главной угрозы ВНУТРИ.

Теперь они в тупике. Что теперь делать – расставить ЧОПы по всем этажам? Ввести в школах постоянное вооруженное патрулирование? (вот оно, занятие для Росгвардии!) Предлагать такое – абсурд, хотя бы просто потому, что такие затраты никакой бюджет не потянет (и особенно потому, что власть-то, на самом деле, настроена расходы на школы, наоборот, урезать, урезать и урезать – кризис же, денег нет и т.д).

А что тогда? Машинный мозг перегревается. Выхода нет. Слишком страшно! «Почему дети убивают детей??»

Но они никак не смогут осознать, что ведь «школьная безопасность» просто двигалась в заданном ИМИ направлении – и вот она приближается к естественному пределу: ситуации, когда ШКОЛА и УЧЕНИК – смертельные враги, и главная цель школы – защититься от ученика.

Десятилетиями создавали школу-тюрьму, «дневную тюрьму для детей», откуда нет выхода «без разрешения классного руководителя», с высоким забором, единственным входом, охранником-цербером, работающим по принципу «всех впускать, никого не выпускать»? Получите.

Эту систему дальше «усиливать» не надо. Ее надо ЛОМАТЬ. Но кто это предложит – богомольная Васильева? Плюшевый Медвед? Кто?

Никто" (19 января с.г.).

Будет ли траур на Украине? Какому государству станут выражать соболезнования?"


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →