Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Чем наше метро лучше и почему оно станет хуже

За границей по-настоящему понимаешь, что наше московское метро – действительно лучшее в мире. Это так буквально по всем параметрам, и на сегодня никакие мировые столицы не в силах нам ничего противопоставить. С другой стороны – также становится гораздо более ясно, к чему все идет – то есть в каком направлении московское метро будет портиться.

Каковы преимущества московского метро? Ну, во-первых, оно банально самое дешевое. Этому, понятно, немало поспособствовала девальвация рубля, но факт есть факт: даже в дешевой Праге самый дешевый билет выходит дороже, и это при том, что он дает куда меньше возможностей (об этом ниже). Про Париж и Мюнхен я вообще молчу – 1,8 евро за разовый билет в Париже и 2,7 (!) евро в Мюнхене – цены говорят сами за себя.

«Зато» интервалы между поездами в нашем метро намного меньше, и это тоже факт. 6-8 минут там и 1,5-3 у нас – разница тоже существенная. То есть стоит дешевле, а возит быстрее. Бинго!

Однако этими очевидными преимуществами дело не исчерпывается. Я бы сказал, что сама концепция «метроперевозок» у нас в России намного дружелюбнее и удобнее для потребителя, чем на Западе. Она психологически комфортнее!

Объясню, что я имею в виду. В Москве для пользователя метро наша подземка – точно такая же территория города, как и та, что «наверху». Наш пассажир вступает в денежные отношения с владельцами «подземки» только один раз – когда проходит турникет при входе в метро, а дальше мы уже снова свободные граждане – сами себе хозяева. Попросту говоря, нахожусь я на станции «Площадь революции» под землей, или же я нахожусь сверху на самой Площади Революции – я в обоих случаях в своем праве.

Не то в Европе. У «наших», привыкших к халяве у себя в родной сторонушке, само посещение западного метро вызывает некоторый стресс. Просто потому, что там ты в метро находишься на враждебной территории. Ты – потенциальный «заяц». В любой момент какая-то неведомая сволочь может к тебе подойти и затребовать объяснений, на каком основании ты здесь, в метро, находишься! И не дай бог ты не сможешь оправдаться…

Просто в западном метро пассажиров прочно и с самого начала берут за жабры. В Москве продают просто «вход» в метро – а в Германии, Франции и Чехии продают время, в течение которого ты можешь там находиться. Просрочил – пеняй на себя!

Наиболее изощренные издевательства над пассажирами – естественно, у немцев. Там, в Мюнхене, есть, к примеру, так называемый «билет на малое расстояние», за что-то типа полтора евро: так вот он предполагает поездку «не более чем на 2 станции метро». То есть вроде как от Перово не дальше Авиамоторной. А якобы «полноценный» билет в 2,7 евро прямо предприсывает, что ты, дескать, «должен следовать по маршруту своего следования» и, главное, «ни в коем случае не в обратном направлении»!! В противном случае – опять-таки штраф.

В парижском метро таких зверств нет; туда пускают, правда, даже не через турникет, а через нечто наподобие шлюза (чтоб и мышь не пролезла!) Однако и там требуется «сохранять билет до конца поездки». Зачем – я так и не понял; однако дочь у меня как-то там чуть не оштрафовали за то, что она предъявила «неправильный билет».

Словом, это неприятно. В московском метро ты чувствуешь себя хозяином, а в европейских – человеком на птичьих правах. Можно, конечно, покупать «дневные» билеты и кататься «как в Москве» (я в Мюнхене так и делал) – однако я здесь стараюсь сравнивать «при прочих равных».

А при прочих равных четко видна разница: московский пассажир мирно пасется на травке, а европейца сразу, мягко, но непреклонно при желании пользоваться метро прикрепляют к доильному аппарату. Печально то, что и у нас будет то же самое – по банальной причине: это выгодно. Европейцы ведь не враги себе; их метро берет пассажира за жабры, потому что дело это затратное, а городские бюджеты не резиновые.

Думаю, российский метрополитен до сих пор не перевели на «западный формат» по одной единственной причине: потому что у нас до сих пор нет демократии, причем ее нет в том числе и на городском уровне. «Баловству» с пользованием метро мы до сих пор обязаны существующему в стране авторитаризму.

Дело в том, что всякий авторитаризм всегда мучается от недостатка легитимности. Даже и сейчас: популярность Путина, может, и взлетела, но стал ли он более легитимен – когда все в стране знают, что выборы фальсифицируются и находятся под полным контролем админресурса? Вечная забота авторитарной власти – как-то компенсировать недостаток легитимности популярностью и популизмом.

Поэтому урезать финансирование метро, пусть оно и представляется явно расточительным, авторитарная власть побоится. В этих вопросах предпочитают резать хвост по частям, буквально по кусочку.

А вот если (когда) власть в городе Москва в кои-то веки будет избрана на твердой демократической основе – тут-то нашей вольнице с метро и придет конец. У демократической власти нет проблем с легитимностью, так что они мгновенно введут «зоны», «поездки на малое расстояние» и прочие иезуитские штучки.

«Это невозможно! Люди не станут сами себя урезать!!» - возразят многие. Я предлагаю такую аллегорию из нашей жизни. Возьмем командировочных в солидных компаниях. Им, как правило, предоставляются руководством фирмы наличные перед каждой поездкой – часть на оплату гостиницы, часть на оплату такси. Все это льготы. Допустим, 3 тыс. в день на гостиницу и 500 р. на такси. Людей заставляют по окончании поездки предоставлять квитанции, подтверждающие, что они потратили деньги целевым образом – то есть на гостиничный номер соответствующего класса и на таксомоторы именно этого города.

А если бы не требовали? Есть основания предполагать, что значительная часть командировочных селились бы в каких-нибудь хостелах за 300 р. в день, а ездили бы общественном транспорте – все ради того, чтобы оставить себе больше наличных, увеличить свои «командировочные».

То есть большая часть совершенно добровольно, сознательно УХУДШИЛА бы свои жизненные условия! Зачем?? А просто потому, что у людей совершенно разное отношение к деньгам в зависимости от того, ЧЬИ они в их представлении: если «деньги фирмы» - это одно, если МОИ – совсем другое.

В случае с метро мы все пока что воспринимаем деньги, выделяемые на его содержание, как «деньги начальства». А вот в случае – далеком, но неизбежном – прихода реальной демократии в наши города мы сочтем, что это НАШИ деньги. То есть мы САМИ урежем расходы на содержание нашего метро, САМИ его ухудшим.

Как это уже сделали – и давно – европейцы по всей Европе. Безусловно, в городах есть масса более важных направлений, куда можно направить деньги городского бюджета.

Завтра прокачусь в метро, со светлой тоской понимая, что оно действительно лучшее в мире. Насладимся, пока оно такое.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 244 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →