Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Как я снимал сериал. Часть 6

НОВОЕ!!!!

Заречная «фабрика грез»
Таким образом, после перебора всех возможных вариантов остался один – снимать самому. «Хочешь что-то сделать хорошо – делай сам», как говорит наш мудрый народ. Правда, в наших постсоветских реалиях слово «хорошо» из пословицы можно смело опустить: «Хочешь что-то сделать – делай сам», так оно вернее.

Что ж, сам так сам. Задача сформулировалась весьма четко: надо было снять стандартную «серию» будущего «детективного сериала» примерно на 30-40 минут экранного времени, уложив все производство примерно в неделю и за минимальные деньги. Кто-то, может, спросит – а к чему была такая спешка? На «больших студиях» фильмы, вон, по полгода снимают! Почему б и мне было не залудить «нетленку» не торопясь, месяца на два, но сделать настоящий художественный продукт?

Поясню еще раз, для тех, кто не понял: я не творец – я пиарщик. Меня интересовал конвейер, а не произведение искусства. Следовательно, даже если бы удалось снять «большое кино» «как в Москве» - это бы задачи не решало: ну потратили бы мы 3 месяца, сняли, один раз показали – а дальше что? Люди бы посмотрели – и снова бы махнули рукой на канал.

А вот сериал, выпускаемый по принципу «1 серия в неделю» - другое дело. Так можно было бы держать местную публику в напряжении, заставлять ее следить за производством, гадать, какую новую историю расскажут и какие еще местные диковинки, магазинчики и кафешки будут задействованы при этом – в общем, интерес был бы гарантирован. Собственно, если бы выяснилось, что за неделю выполнить полный цикл – то есть снять и смонтировать серию – было бы невозможно, то не стоило бы и начинать. Так что съемка первой («нулевой») серии была еще и тестовой – проверялась сама техническая возможность производить не просто «кино», а сериал, фабричным способом, на конвейере, местными силами и средствами.

Попросту говоря, я собирался запустить в моем тихом маленьком городке уменьшенную копию «фабрики грез». И, кстати, отсюда тоже вытекало требование делать серии как можно быстрее – это ведь напрямую влияет на себестоимость производства: чем больше съёмочных дней – тем выше затраты!

Смета
Прежде всего, конечно, надо было прикинуть, сколько все это может стоить. И для начала хотя бы понять, что у меня есть из необходимого. На первый взгляд, не было ничего – ни света, ни камер, ни аппаратуры, ни съемочных павильонов, ни актерского состава – вообще ничего, кроме сценария. Но это только так казалось.
Во-первых, у меня было покровительство мэра – а это для маленького закрытого городка было уже очень много, 90% успеха. Во-вторых – я все-таки действовал от имени местной ТРК (телерадиокомпании), а значит, хотя бы на ее камеры мог рассчитывать (в свободное от съемки местных новостей время).
Есть камеры, есть мэр – что еще нужно?! Конечно, еще желательно было бы иметь какие-то деньги. Официально провести финансирование через городской бюджет было делом практически невозможным – деятельность непрофильная; нужны были спонсоры. Спонсором выступил сам мэр, причем дал, как я подозреваю, чуть ли не из собственной зарплаты. «Ну, сколько тебе нужно для начала?» - спросил он меня. «Да тысяч 30-35», - ответил я легкомысленно. «Хорошо, я дам 40», - сказал он.
К этим 40 я потом добавил всего лишь тысячи две своих. Так за 42 тысячи рублей и была снята первая серия.

Режиссер
Впрочем, мое безумие все же имело какие-то пределы. Трезво прикинув силы, я понял, что руководить одновременно всем обеспечением процесса съемок и при этом заодно расставлять мизансцены и следить за актерской игрой я не смогу при всем желании. Нужен режиссер – человек, который хотя бы отдаленно имеет представление о том, как это делается.
Как ни странно, такой человек у меня имелся. Это был некий Валера – странный человек с лицом, представляющим собой почти одну сплошную бороду, похожий на сказочного гнома. Мы с ним сталкивались как пиарщики на нескольких выборных кампаниях, в которых он отвечал за «личностный тренинг кандидатов» и их обучение выступлениям перед избирателями. Но я-то помнил, как кто-то говорил, что Валера лишь по случайности подался в политтехнологи, а так-то он закончил – когда-то, в незапамятные времена, ГИТИС! Причем – режиссерское отделение!
Я нашел телефон Валеры, он сидел в Москве и, как бывает со всеми политпиарщиками в межвыборные периоды, страдал от безденежья. Он попытался «по-московски» раскинуть пальцы веером, но я-то знал коллегу как облупленного, в итоге мы договорились практически «за еду»: проезд (в плацкарте!) в городок и обратно, проживание в мэрском «гостевом домике» на живописном берегу маленького местного озерца, в экологически чистом районе Поволжья.
С Валерой удалось убить не одного, а сразу многих зайцев: он не только занялся режиссурой, но и сыграл в фильме непосредственную жертву покушения – сначала до, в виде бородатого старичка, а потом после, в виде трупа в майке и трусах на одинокой холостяцкой квартире. Вышел просто хичкоковский персонаж! Более того, потом он же (и за те же деньги) подобрал к серии все музыкальное сопровождение и выступил закадровым голосом – роскошь, о которой я и мечтать не мог.

Свет
Зловещий хохот Сан Саныча – «в вашем фильме не будет ничего ни видно, ни слышно!» - сопровождал меня все первые дни после начала съемок. Тем более, что снимали «насухую», ибо операторы спешили быстрее снять и тут же по завершении убегали вместе с камерами по своим обычным редакционным заданиям, мы даже не могли просмотреть уже отснятые сцены! То есть реально после первых дней, когда была отснята большая часть, я еще не знал, получилось ли у нас хоть что-нибудь.
Больше всего смущало отсутствие «света». Это был типичный страх дилетанта: я ведь помнил, что во всех когда-либо виденных мною репортажах со съёмочных площадок всегда (!) фигурировали какие-то огромные прожекторы, осветительные мачты, лампы в 1000 вт и еще бог знает что – всё, чего у нас и в помине не было.
С другой стороны (говорил я себе) – снимают же эти же операторы этими же камерами всякие новостные стендапы, причем равно на улице и в помещении? Снимают. И в «Новостях» все вполне нормально видно! Почему ж у нас будет не видно?!
В итоге я положился полностью на русский «авось», и… Ну, о качестве «картинки» вы можете судить сами по пилотной серии.

Звук
Такие же неразрешимые проблемы нам все сулили и со звуком. Тут тоже сказывалась наша полная нищета и неподготовленность – в мире все съёмочные группы используют или последующую озвучку, или направленные микрофоны, или такие специальные длинные палки с микрофонами, которые держат над актерами. У нас не было ни направленных микрофонов, ни палок, а устраивать последующую «озвучку» нам не позволял сам по себе производственный процесс. Но и из этой ситуации мы нашли простой выход – точнее, его подсказали нам те же операторы-«новостники»: просто всем героям мы цепляли на одежду обычные микрофоны-«петлички». Да, это был компромисс, театральная условность (откуда на местном сыщике и его собеседнике «петлички»?), однако я рассчитывал на снисходительность да и просто невнимательность наших зрителей.
Расчет оправдался: на наличие «петличек» нам никто не пенял, зато проблем с пониманием речи персонажей у зрителей точно не было.

Актерский состав
Насколько сложно (и безуспешно) прошли у меня переговоры с главным режиссером местного театра – настолько же просто и удачно мне удалось договорить с тамошними актерами. Исполнители и на роль «сыщика», и на роль его шумного напарника согласились играть практически сразу, при условии оплаты 1000/съёмочный день. Смешная ставка для Москвы, но, как я уже говорил, в театре в то время «хорошей» считалась зарплата 10 тыс./мес.! Только тамошней «приме», сыгравшей роль соседки, я заплатил 2 тыс. за один эпизод – и не пожалел об этом ни разу. «Соседка» просто потрясла меня тем, как она буквально «с листа», едва прочитав сценарий, включилась в роль и насколько органично она сыграла! Меня всегда поражает, какие же немеряные таланты разбросаны у нас по градам и весям. Поистине, в этом плане Россия – сказочная страна… Впрочем, я отвлекся.

Почувствуй себя Вайнштейном
Но не все роли играли профессиональные актеры и актрисы. Собственно, я с самого начала рассчитывал, что к участию в сериале надо будет привлекать и местную самодеятельность и вообще желающих горожан – это бы только способствовало тому, чтобы сериал стал по-настоящему «народным». Не нужна нам «нетленка» - нам бы городок как-то растормошить, интерес поднять!
Поэтому роль официантки в кафе сыграла никакая не официантка, а молодая секретарша пиар-отдела администрации, по имени… Татьяна Ларина. И это был не псевдоним, ее в самом деле так звали! Сыграла, хотя до этого не имела никакого опыта участия даже в театральных постановках. Ну а почему нет? Конечно, она малость переигрывала, но, на мой взгляд, не это было главное… В целом с ролью она вполне справилась.

Был и забавный эпизод, когда я почувствовал вдруг (наконец-то!) и сладкие стороны работы кинопродюсером, пусть даже в такой «игрушечной» и мимолетной форме. Словом, я попросил всех, кого знал в городе, распускать слух о том, что «снимается сериал», что «в нашем городе будет собственное кино» - это мне казалось полезным для общего успеха, чем больше, как сказали бы сегодня, хайпа – тем лучше.

И вот, буквально за день до начала съемок сижу я в этом пиар-отделе, просматриваю какие-то отчеты – вдруг стук в дверь, и в отдел заходит смутно знакомая мне внешне девушка – высокая, стройная (ну, вы знаете, какие у нас в Поволжье красотки). Вспоминаю, что она вроде работает где-то на втором этаже, в экономическом отделе.
- Вы вроде бы кино какое-то, я слышала, у нас собираетесь снимать? – говорит она.
«О! Заработало!» - думаю я, очень довольный. «Слухи пошли!!»
- Да, - отвечаю.
- А мне сказали, - продолжает она, смущаясь, но и с некой решимостью, - что вы и актеров ищете?
«Ого!» - думаю. – А в народе-то интерес!»
- Ну да, - говорю.
- А мне можно будет… попробовать? Я бы хотела! – говорит «экономистка».
- Конечно! – говорю я. – Приходите! Точнее – оставьте свои данные, если будет подходящая роль, я вас приглашу… У вас опыт сценический есть? В театральной студии занимались?
- Нет, - мнется девушка. – В студии я не занималась – но я чувствую, что могу! У меня есть способности!!
- Ну, хорошо, - говорю я. – Оставьте свои координаты или запишитесь у Татьяны Лариной, мы вам позвоним…
И в общем, думаю, что на этом аудиенция окончена. Однако девушка не уходит. Явно хочет что-то еще узнать… И решается:

Только у меня одно условие! – говорит она внезапно.
- Какое?!
- Я сниматься хочу, но совсем голой сниматься не буду!!

Я, честно говоря, опешил. Такого условия я точно нигде не ставил! Более того – я точно нигде не говорил, что вообще собираюсь снимать какую-то эротику! Речь всегда шла только о детективе, не больше. Откуда она это взяла?? Что за фантазии?
Я посмотрел на девушку с новым интересом. Да, красивая, высокая грудь, свежа…

- Нет, вот только не в обнаженке! – продолжает она горячо. – У меня есть молодой человек… и… вообще…

Ситуация стала меня забавлять – я даже пожалел, что в первой серии у нас вообще нет ничего «этакого» (да и откуда б ему взяться у старушки Агаты Кристи)? И, постаравшись смотреть на будущую звезду сериала по возможности более хищно, сказал раздумчиво:

- Хм… Как же это? То есть СОВСЕМ отказываетесь?! Ну хорошо – но хотя бы на сцены топлесс вы согласны?

Бедная девушка (на вид ей было лет 25-27) зарделась как маков цвет, сказала «Хорошо! Я подумаю!» - и буквально выбежала из кабинета.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.



Tags: как я снимал сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments