Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Вызов Навального на "дуэль"

Новость часа: "Генерал Виктор Золотов заявил, что основатель Фонда борьбы с коррупцией допустил в отношении него «оскорбительные клеветнические измышления», которые «не принято просто так прощать». Потому он вызывает Навального на поединок"
https://www.rbc.ru/society/11/09/2018/5b9781dc9a794753a65b413e?from=main



Власть в России, при всей внешней "стабильности", определенно закачалась; такой вывод я делаю, глядя на становящиеся все более безумными действия видных представителей этой самой власти. Буквально все, что они ни делают в последние месяцы, они делают нелепо, глупо и невпопад. Путин затеял провальную "пенсионную реформу", Дума в разгар рецессии вздумала повышать налоги, какие-то идиоты из спецслужб вздумали травить суперядом перебежчика в Англии - и вот последний фортель: глава Росгвардии Золотов публично, через, как это модно, видеообращение... вызвал Навального на дуэль. Точнее, на то, что сам Золотов почему-то считает "дуэлью". Бывший телохранитель Путина, вспомнив, очевидно, свое босоногое то ли деревенское, то ли гопницкое детство, предложил Навальному "помахаться" на борцовском ковре или на татами. И тут же пообещал, с солдатской прямотой, "сделать из Навального отбивную".

Словом, очередной чиновник высокого ранга "обиделся" и "счел себя оскорбленным". Правда, можно ли считать мордование Навального бравым спецслужбистом на татами "дуэлью"? Или это будет нечто другое? Не является ли представление совков (то есть людей с советским воспитанием) о дуэли и чести чем-то весьма специфическим?

На этот вопрос я уже некогда отвечал - в аналогичной ситуации, когда состоялось памятное покушение на Олега Кашина, и молва сразу причислила к заказчикам "сделайте из Кашина отбивную" нынешнего видного партайгеноссе "Единой России". Пожалуй, имеет смысл перепечатать тут давнюю статью целиком - от повторения она, ей-ей, только выигрывает.

Советская честь (из моей книги "Психология совка")
Поговорили об эмпатии "по-советски" - поговорим и о чести.


В дворянском собрании уездного города N офицер А. при всем обществе назвал дворянина Б. подлецом и дал ему пощечину. Дворянин Б. смолчал, никак не отреагировал – однако вечером отправил двух своих слуг к дому, где проживал А. Слуги подстерегли А., напали на него из-за угла и убили согласованными ударами ножей в спину. Теперь, как говорят в клубе знатоков, «внимание, вопрос»: защитил ли дворянин Б. свою честь таким образом? Можно ли считать, что в глазах общества он восстановил свое реноме?

По меркам 19 века сама постановка такого вопроса кажется абсурдной, даже дикарской. Однако сейчас на дворе век 21-й, «дворян нет» - и, как показывают многочисленные обсуждения того же случая с покушением на убийство журналиста Кашина, никакого единодушия по вопросу, что же считать «защитой чести», у нас не наблюдается. По Сети можно найти массу отзывов, в которых говорится, что Кашин «доигрался», «не надо было дерзить и хамить», «кто-то защитил свою честь от мерзких нападок Кашина» и т.п.

Вот, к примеру, достаточно типичный образчик такого рода рассуждений:
«А я надеюсь, что эта практика будет шириться и расти. В этой Богом забытой стране нет никаких других возможностей РЕАЛЬНО, ЭФФЕКТИВНО защитить свою честь и достоинство… Так что ничего не остается людям, как действовать самостоятельно, на свой страх и риск. Безумству храбрых поём мы песню. Гадишь, измываешься, уничижаешь – получи».
Или еще: «Общее же резюме такое: если ты не следишь за своими словами, позволяешь себе неприкрытое хамство и дерзость, то не стоит удивляться тому, что однажды тебе сломают пальцы, станцуют на голове зажигательный танец или выстрелят в лицо мелкой дробью, пятёркой, например» (забавно то, что этот второй юзер аттестует себя как юриста и всем предлагает свои юридические услуги).

И такого рода суждений, сделанных по Сети за последние три дня, думается, можно без труда надергать несколько сотен. Собственно, перед нами очередное свидетельство «смены парадигмы» в развитии нашего общества, случившейся в начале 20 века: переход, так сказать, с европейского вектора на азиатский, что особенно ярко выражается в изменении самого понятия о чести.

В чем суть «азиатского» или, если хотите, православного подхода? Как обычно – в соблюдении внешнего ритуала и приличия. Солнцеликий падишах блюдет свою честь тем, что никто ни в государстве, ни за его пределами не смеет назвать его «рябым уродом»; не потому, что это неправда, а потому, что любой наглец будет живьем сварен в кипящем масле или, на худой конец, размозжён ледорубом даже в самой далекой стране.

То есть абсолютно неважно, каков падишах не самом деле; важно, что он настолько силен и могуч, что в состоянии заткнуть любую глотку, и заставить говорить о себе только то, что сам хочет слышать. Именно такое положение является для советских и постсоветских идеалом, вызывает восторженное благоговение, и они стремятся к этому идеалу хоть как-то приблизиться. Увы, пока не падишахи, варить обидчиков в кипящем масле затруднительно, но хотя б помечтать о заряде дроби в лицо с безопасного расстояния – нельзя, что ли?!

В целом же – многие совершенно, судя по всему, искренне убеждены, что для защиты своей «чести» достаточно «наказать» того, кто на нее «покусился» словом или делом – то есть обидчика. Очень забавно, что многие при этом вспоминают о своем «дворянстве» и «благородстве»; я, мол, не стерпел, как Вася надо мной насмехался – вот мы и подстерегли его ввосьмером возле дома! Пусть знает, как покушаться на мою честь и достоинство!

Разруха в головах такова, что люди, не моргнув глазом, горюют о том, что «дуэль исчезла до конца». Мол, «дуэли же запрещены», поэтому «пришлось» отоварить оскорбителя ночью бейсбольной битой по затылку – и потом лежачего ногами, ногами… А что, типа, делать? Честь превыше всего!

Между тем «честь» в европейских или, если хотите, старороссийских представлениях – это несколько другое. Наши наивные предки почему-то считали, что, убивая оскорбившего тебя из-за угла, да еще и чужими руками, поруганную честь не восстановишь никак.

Почему? Обяснить, на самом деле, достаточно просто. Вот самое элементарное: человека с честью и достоинством нельзя заставить лизать сапоги своего палача, даже приставив ему пистолет к виску или нож к горлу. А человек, соответственно, бесчестный не увидит в этом проблемы. Почему бы, собственно, нет – не расставаться же, в самом деле, с жизнью из-за такой ерунды?

То есть для благородного человека его честь и достоинство дороже его жизни, а для бесчестного и низкого – наоборот. Этим всё и измеряется. Уточню специально: для человека благородного (по меркам ушедшего 19 века) ЕГО честь и достоинство дороже ЕГО жизни (не чужой!). Азиаты тут часто путают.

Отсюда и полное современное непонимание смысла дуэли. По великолепной дикарской наивности многие сейчас уверены, что смысл дуэли в том, чтобы убить обидчика. Они ведь и фразу слышали, долетевшую до нас из глубины веков – что «оскорбление смывается только кровью». Смышленый азиат сразу же начинает развивать полученное знание: ага! Если надо просто избавиться от обидчика, и дело в шляпе – то, может, и хорошо, что дуэли запрещены? На кой это надо, в самом деле – сходиться один на один, в чистом поле… Так ведь, чего доброго, можно и самому под пулю подставиться! А как же справедливость?! Меня обидели – и меня же еще и подстрелят! Каково? Не, тут надо с умом: или в подъезде подстеречь, или, еще лучше, снайпера на крышу посадить…

Между тем европейский смысл дуэли именно как способа защиты чести противоположен: не «убить обидчика», а «предоставить обидчику возможность убить меня». Для азиатского уха звучит парадоксально, согласен. Однако прямо вытекает из европейского понимания чести. Для благородного человека его честь дороже его жизни; именно это он и демонстрирует, вызывая обидчика на дуэль. Добавим к этому, что по большинству дуэльных кодексов человек, ПОЛУЧИВШИЙ вызов, автоматически получал право первого выстрела.

То есть считающий себя оскорбленным уже самим фактом своего «картеля» оказывался в заведомо невыгодном положении: он сразу и "бесплатно" ставит свою жизнь под угрозу! Мало того, что оскорбили, так еще и надо спокойно стоять, не смея отклониться ни влево ни вправо, изображать из себя живую мишень и уповать лишь на то, что обидчик промахнется! Нельзя ни скакать, как заяц, ни прятаться за "складками местности", ни попросить верных кунаков прикрыть плотным огнем... Ничего нельзя - просто стой и смотри, как тебя убивают! Беспредел.

Как мы помним из школьной программы, Онегин в подобной ситуации не промахнулся и убил Ленского, так и не дав последнему возможности «отомстить» приятелю, посмевшему «подбивать клинья» к его невесте Ольге.

А ведь бывали еще и дуэли «на трех шагах» - то есть почти гарантированное убийство, так как на трех шагах не мог промахнуться и тот, кто стрелять совсем не умел!

Какой в них смысл? Почему было Ленскому не подстеречь Онегина с шайкой верной дворни во время, скажем, его одиноких конных прогулок? Или самому Пушкину – не вызывать Дантеса на дуэль, а накатать на него хороший, со всей писательской фантазией, донос в Тайную канцелярию, да не надавить на старые связи – того же Бенкендорфа? Глядишь, Дантеса упекли бы в Сибирь – «честь» Пушкина, а заодно и жизнь, была бы спасена! Поди плохо?

Но в том и дело, что честь благородного человека не страдает НАПРЯМУЮ ни от каких злобных наветов, пасквилей и ухлестываний за женой. В обществе того времени подобные ситуации рассматривались как ситуации испытания: на честь такого-то совершено покушение; сейчас мы увидим, что для него дороже – честь или жизнь?

Недаром в том же обществе имел место и такой совершенно непостижимый азиатскому уму факт: конфликт считался исчерпанным ПРИ ЛЮБОМ ИСХОДЕ ДУЭЛИ. Даже в том случае, если никто из дуэлянтов не был ранен (промах) и, таким образом, «обидчик оставался безнаказанным»! Как бы то ни было, сатисфакция (удовлетворение) получено.

Это всё кажется сложным только на первый взгляд. Представители российского «благородного сословия» впитывали подобные взгляды, что называется, «с молоком матери», и в ситуациях, касающихся чести, ориентировались не как мы здесь – многословно и наощупь, а на уровне почти инстинктов. Потому что в основе всё действительно просто.

Взглянем теперь еще раз на ситуацию «обидевшегося» и подославшего убийц персонажа, вооруженные этим новым-старым взглядом. Есть ли у этого персонажа честь?

Очевидно, что нет. Ведь он, посчитав свою честь задетой, предпочел воздействовать на обидчика чужими руками и анонимно; это, несомненно, означает, что идти ЛИЧНО он испугался; если в делах чести он боится за свою жизнь – значит, своя жизнь для него дороже чести. То есть, исходя из традиционных взглядов наших благородных предков, перед нами человек БЕСЧЕСТНЫЙ в самом строгом смысле этого слова. С дулом у виска он станет послушно лизать сапог; таких в приличное общество не допускают…

Вопрос в том, где оно, это приличное общество?

Наше общество, к сожалению, последние лет 80 подвергалось весьма жестокой и последовательной селекции именно в вопросах личной чести и достоинства. Грубо говоря, выводили первые 100 человек и приказывали – лижите сапоги! 35, допустим, человек отказывались – их тут же отводили в сторонку и расстреливали. Затем – следующие 100 человек…

И так – из года в год, из десятилетия в десятилетие, из поколения в поколение. Процент отказывающихся, естественно, снижался: 35, 30, 20, 15, 10 человек на сотню… До нуля. Потом и тут норматив ужесточали: к примеру, стреляли тех, кто лизать бросался, но недостаточно проворно, позволял себе секундные промедления. Так вот и вывели «новую историческую общность – советских людей». Приговаривая, естественно, о повышенной жестокости и бесчеловечности дикой России 19 века – ведь там, подумать только, на дуэлях ЛЮДЕЙ УБИВАЛИ!

В итоге целенаправленно довели до того, что поведение Человека, который в защите собственного достоинства готов рисковать СВОЕЙ жизнью, в массе даже НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ. Жестокие законы советского искусственного отбора доказали, что такое поведение абсолютно неадаптивно и ведет к однозначной и быстрой гибели особи. Почти как привычка выходить на улицу из окна восьмого этажа.

А изображающие из себя падишахов турчаки пользуются в обществе любовью и уважением. Правильные пацаны, хули там.

Корни экзотических представлений совков о дуэлях, чести и достоинстве


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 324 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →