Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Что же там взорвалось?

Марк Солонин (авиаинженер по образованию, между прочим) задает, как всегда, хорошие, очень четкие вопросы по аварии Ту-154.

"Итак, "максимальная высота, на которую поднялся лайнер, составила 250 метров при скорости 360-370 км/час... обнаружены и подняты 12 крупных и почти 2000 мелких обломков самолета, 19 тел и 230 фрагментов тел погибших". Фотографии обломков в большом количестве выложены в Сети: разорванная в клочья обшивка фюзеляжа, скрученные винтом силовые шпангоуты, оторванные куски корневой (т.е. самой прочной) части крыла, разорванные "по мясу" рычаги какого-то механизма, сечением в хороший рельс... Это всё результаты падения на воду с высоты 250 метров на скорости 370 км/час? И человеческие тела, отделенные от встречи с водой силовой конструкцией фюзеляжа, затем амортизирующей удар декоративной обшивкой салона, затем толстыми креслами, от такого падения превратились во "фрагменты"? Так бывает?

Для ответа на последний вопрос обратимся к Википедии, статья Water Landing ("посадка на воду") https://en.wikipedia.org/wiki/Water_landing#Survival_rates_of_passenger_airplane_water_ditchings. Там аккуратно собраны краткие описания трех десятков случаев посадки (падения) на воду пассажирских самолетов.

Обстоятельства аварии - самые разные. Иногда это была вполне осмысленная, управляемая экипажем попытка спасти терпящий бедствие самолет. Одна из самых знаменитых (о ней даже художественный фильм снят) историй - "чудо на Гудзоне", когда 15 января 2009 г. огромный аэробус А-320, взлетая с аэропорта Нью-Йорка, попал на взлете в стаю птиц, после чего с заглохшими двигателями благополучно приводнился. Самолет не разрушился, 150 пассажиров и 5 членов экипажа остались живы, 78 человек получили незначительные ушибы и лишь пятеро - серьезные травмы. Посадочная скорость аэробуса, имевшего взлетный вес, была, вероятно, в диапазоне 230-250 км/час - это, конечно же, меньше, чем 370 (а по кинетической энергий так и вдвое меньше), но и результат никак не похож на "2000 обломков".

Иногда столкновение с водной поверхностью было внезапным/вынужденным. Так, сюжетом для фильма ужасов может стать история, произошедшая 23 ноября 1996 г. с "Боингом"-767 эфиопских авиалиний. Самолет был захвачен угонщиками, причем такими тупыми, которые затеяли драку с экипажем в кабине воздушного судна. В результате самолет врезался в воды Индийского океана в полетной конфигурации (с невыпущенными закрылками), на большой скорости и вращаясь вокруг продольной оси. Машину разорвало на три части; пассажиры, оставшиеся безо всякого руководства, в панике начали надувать спасательные жилеты и это помешало большинству из них выбраться наружу из тонущих обломков. Погибло 125 человек из 175, бывших на борту. Но и в этом прискорбном случае люди не превращались во "фрагменты тел".

Страшно не повезло пассажирам, которые 9 февраля 1982 г. поднялись на борт "Дугласа" DC-10 японских авиалиний. При заходе на посадку в аэропорту Токио командир экипажа в припадке безумия выключил двигатели и перевел самолет в пикирование. На скорости порядка 240 км/час самолет врезался в воду, при этом оторвалось правое крыло и носовая часть фюзеляжа; из 174 человек, находившихся на борту, погибло 24.

По меньшей мере три аварии произошли с самолетами советского производства. 21 августа 1963 г. после выработки топлива пассажирский Ту-124 благополучно приводнился на Неве, счастливо увернувшись от всех мостов. 7 августа 1980 г. Ту-154 румынской авиакомпании промахнулся мимо посадочной полосы и рухнул в море у берегов Мавритании, 1 человек погиб, 167 остались живы. 11 июля 2011 г. в небе над поселком Стрежевой у пассажирского Ан-24 загорелся один из двух двигателей; самолет упал в воды реки Обь, при этом оторвалась хвостовая часть фюзеляжа и сам горящий мотор. Из 37 человек, находившихся на борту, 7 погибли, 20 получили травмы различной тяжести.

У меня нет ни одного ответа. Есть только вопрос: почему результат падения в воду Ту-154 так разительно не похож на все прочие подобные аварии?" http://www.solonin.org/ru/article_vyisota-skorost-oblomki/

Однако в комментариях к статье Солонина (на его сайте) есть и очень неплохое на вид описание физики процесса. Не могу не привести:

"Описанные случаи падения в воду - не единственные. Самолеты падают в воду значительно чаще и больше.

Что касается фрагментации самолета и пассажиров, то тут может помочь некоторое понимание физики процесса.

Самолет входит в жидкую среду. Как направлен вектор скорости относительно его продольной оси? Если совпадает или близок к ней, то разрушения фюзеляжа будут незначительными. Что "торчит" (крылья, двигатели и т.п.) обломает, а фюзеляж пострадает только в том случае, если ПОСЛЕ касания, его закрутит вокруг некой вертикальной или горизонтальной оси, перпендикуляроной продольной оси фюзеляжа. Тогда резко возрастет сопротивление несжимаемой среды, именуемой вода. Она и будет создавать неравномерные нагрузки, ломающие и дробящие фюзеляж. В этом случае - чем меньше скорость, тем меньше обломков.

Что касается рассматриваемого случая, то самолет вошел в воду в положении, когда вектор скорости значительно отклонен от продольной оси самолета. Т.е. сначалав воду вошла хвостовая часть.

Т.е. при вхождении в жидкую (несжимаемую(!)) среду возник эффект, который привел к резкому торможению задней части самолета, тогда как его центр масс находился вне пределов вектора скорости. Это привело к моментальному возникновению угловой скорости, направленной вниз под углом к продольной оси самолета и вращению фюзеляжа вокруг поперечной оси, перпендикулярной оси фюзеляжа и проходящей ближе к задней его части (не через центр масс).

Учитывая длину фюзеляжа (около 50 метров), на его носовую часть действовали нагрузки в несколько Меганьютонов (т.е. сотни тонн в секунду). Такие ускорения неизбежно фрагментируют все мягкое и живое внутри хрупкой скорлупы, именуемой фюзеляж самолета. Что ближе к хвосту - остается более-менее целым, все, что ближе к носу - превращается в мелкое крошево.

Следующий этап - это касание поверхности всем фюзеляжем. Как он входил в воду - сказать трудно, но скорее всего не "нырял", а со всей этой угловой скоростью плюс имеющаяся горизонтальная составляющая от полетной скорости плюс вертикальная составляющая скорости снижения (самая маленькая) фюзеляж хряпнулся о несжимаемую, но жидкую поверхность. К слову сказать, скорость свободного падения в нижних слоях атмосферы составляет примерно 200 км/ч. Редко больше. Здесь только полетная скорость была в 1,5 раза выше. Если борт был в докритических или близких к критическим углах атаки, то его тангаж (угол продольной оси к горизонту) был градусов 15-20. Подсчитать высоту передней оконечности фюзеляжа над уровнем моря можете самостоятельно.

Знающие люди говорят, что в этом случае воздействие на тело пропорционально не квадрату, а кубу скорости.

Большая части кинетической энергии перешла во внутреннюю. При падении на твердую поверхность живое тело в таких случаях просто испаряется. Т.к. здесь поверхность твердой не была, то удар привел к дополнительной фрагментации.

Дальше началось разрушение фюзеляжа. Вода несжимаема, но текуча. Поэтому при первом ударе фюзеляж вероятнее всего просто разломился, как это бывало при большинстве посадок на воду. Но сразу после этого на отдельные части фюзеляжа стали действовать силы сопротивления текучей среды, в которую он входил на высоких скоростях. И силы эти были разнонаправленными в силу текучести среды. Т.е., в отличие, например, от Синая, где центроплан А321 шлепнулся на землю с 10 тыс и остался целым, хоть и сплющенным, т.к. никакого воздействия на него после падения не было, тут воздействие было. Жидкая среда, проникшая внутрь фюзеляжа на огромных скоростях, стала разрывать и дробить его изнутри. Отсюда фрагментация самого самолета".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 277 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Deleted comment

Марк в теме, он знает, что моссад работает чисто и наказывает не послушных жестоко- до фрагментов.

svetasta

2 years ago

rex_net

2 years ago

svetasta

2 years ago

rex_net

2 years ago

Anonymous

December 30 2016, 12:38:17 UTC 2 years ago

А зачем нужно было везти очень опасное "непонятное нечто" на пассажирском самолете, если из России в Сирию регулярно летают военные самолеты и ходят военные корабли? Тем более, что пассажирский самолет ограничен и по весу, и по объему груза.

Deleted comment

jmyshanya

2 years ago

sart_ii

2 years ago

cbx550f

2 years ago

sart_ii

2 years ago

Нужно взять целый самолёт и уронить его на такой же скорости в море.Посмотреть сколько осколков останется.Но может чего и рвануло.Уже после удара самолёта о воду.Взрыв довершил дело но не был причиной падения.Вот в 2001 украинская с 200 сбила самолёт из Израиля.Так сказали.Украина это признала.А министр обороны Кузьмук нет.Типа у ракеты 70% плавучести а не было найдено ни одного осколка ракеты..
собственно Кучма признал, выплатил компенсации погибщим. но есть ряд косвенных улик, ставящих под сомнение полную виновность Украины в гибели самолета. Начиная от того, что РФ была поставлена в известность о проведении учений над зоной пролета сбитого самолета, что полигон был российский и стрельбы проводили российские офицеры российскими же ракетами из российских установок.

хотя, разумеется правильно признал. если проводил учения на таких условиях, то было бы безумием отказаться.

de_ruer

2 years ago

kuzh

2 years ago

xou_chan

2 years ago

sedov_05

2 years ago

sapojnik

2 years ago

xou_chan

2 years ago

sedov_05

2 years ago

xou_chan

2 years ago

paskin

2 years ago

de_ruer

2 years ago

nikniks2000

2 years ago

marauder_ii

2 years ago

tatasha_51

2 years ago

Да-а, Марк Солонин - голова. Эксперт известный..

Т.е. вас не удивляют завязанные узлом автомобили после ДТП, откуда тела достают, распилив кузов автогеном? Хотя скорости там втрое-впятеро меньше самолета на взлете, а машины проектируют с учетом возможных столкновений. В самолеты никто не закладывает ударную прочность, если заложить - он не взлетит. А вода на скорости под 500 км/ч практически не отличается от асфальта. Для приводнения надо очень точно держать тангаж, что невозможно, если самолет летит мордой кверху. После удара хвостом, хвост оторвался, а остальное ушло в непредсказуемый кульбит и ударилось о воду, которая твердая при такой скорости.

При этом никто не слышал взрыва, нет его и на расшифровках ящиков, а часть пассажиров успела одеть спасжилеты. Но Солонина с Сапожником не проведешь, зрят в корень.
солонин хитрый, он ничего не утверждает, а только приводит примеры и задает вопросы)

mmnt

2 years ago

Anonymous

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

nikvision

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

nikvision

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

nikvision

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

nikvision

2 years ago

Suspended comment

Suspended comment

nikvision

2 years ago

marauder_ii

2 years ago

shturman77

2 years ago

jmyshanya

2 years ago

nikvision

2 years ago

jmyshanya

2 years ago

nikvision

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

jmyshanya

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

mmnt

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

nikvision

2 years ago

kh_sugutskiy

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

kh_sugutskiy

2 years ago

tandem_bike

2 years ago

kh_sugutskiy

2 years ago

kuzh

2 years ago

Anonymous

2 years ago

kuzh

2 years ago

sachbearbeiter

2 years ago

kuzh

2 years ago

Надобно эксперимент. Посадить царя, шойгу и бадайкиных и на 300-т км в черное море. Со всех сторон полезное действие будет и корыто еще одну утилизируем и опыт приобретем. Царя жалко, но такова планида
Бадайкина-то за что? Он не заслужил.

move2winnipeg

2 years ago

kraken_ktulhu

2 years ago

poulsam

2 years ago

move2winnipeg

2 years ago

Anonymous

2 years ago

pahom_50

2 years ago

Отлично. Таким путем уже недалеко до чтения форума авиабазы. Представьте себе, что есть возможность читать беседу авиаинженера с другими авиаинженерами, а также пилотами и сотрудниками служб аэропортов.

А приведенный текст, очевидно, имеет мало ценности без критических замечаний и возражений других специалистов.
Слишком много буков..достаточно посмотреть вот это


И да авиаинженер это что за специальность?

kuzh

2 years ago

sart_ii

2 years ago

> 21 августа 1963 г. после выработки топлива пассажирский Ту-124 благополучно приводнился на Неве, счастливо увернувшись от всех мостов.

Ни от кого он не уворачивался. Александра Невского на тот момент ещё не построили, а до Финляндского он не доплыл.

> тонн в секунду

После этого о физике можно не говорить. И вообще автор бредит. Прочность фюзеляжа небесконечна - и касание хвостом воды приведёт к отрыву хвоста гораздо раньше, чем к чрезмерным перегрузкам.

> Прочность фюзеляжа небесконечна...

Она не просто не бесконечна - она весьма посредственна в сравнении с привычными нам вещами в плане запаса прочности. В противном случае самолеты не могли бы летать.

Deleted comment

feogrek

2 years ago

donrumatalive

2 years ago

oak900

2 years ago

Anonymous

December 30 2016, 13:31:10 UTC 2 years ago

У пиндосов спутник засек бы тепловую аномалию как над синаем
Там не "на воду", там глубина 20м. А длина самолета - 50м, а размах крыла - 40м..
А фраза была не "командир, садимся на воду", а "командир, мы падаем"..
Ничего не взорвалось. Описанные разрушения для взрыва совсем не характерны. Видимо, самолет приводнился под неудачным углом.

Deleted comment

Anonymous

2 years ago

Anonymous

2 years ago

Anonymous

December 30 2016, 13:50:32 UTC 2 years ago

>При падении на твердую поверхность живое тело в таких случаях просто испаряется.

Ну это просто пушка, есть примеры подобного вообще?
У моего соседа жены любовник так умеет, хлоп с кровати на пол - и испарился!

jmyshanya

2 years ago

Deleted comment

cbx550f

2 years ago

blagorazumnaya

2 years ago

Anonymous

2 years ago

> Марк Солонин (авиаинженер по образованию, между прочим)

Это никаким боком не делает его наводящие вопросы откровенной чушью.

Доводы про невозможность фрагментации тел вообще за гранью.
Я вот видел голову человека, оторванную в результате автомобильной аварии, где скорость и близко не стояла со скоростью самолета.
И что?
И ничего.
А в других авариях всё целехонько.


> ... тогда как его центр масс находился вне пределов вектора скорости.

За одну только эту фразу можно порекомендовать сказавшему её пойти учиться заново и никогда не говорить о своем интеллекте, чтобы ссаными тряпками не погнали.




А как вам вот это?

= Что ближе к хвосту - остается более-менее целым, все, что ближе к носу - превращается в мелкое крошево =

При том, что объявлено - тело командира одним из первых нашли, а он вряд ли в момент крушения сидел в туалете в хвосте.

feogrek

2 years ago

donrumatalive

2 years ago

pavel_ladikov

2 years ago

donrumatalive

2 years ago

pavel_ladikov

2 years ago

donrumatalive

2 years ago

pavel_ladikov

2 years ago

feogrek

2 years ago

egor_trubnikov

2 years ago

Ансамбль плясал, вот и развалилось все.
Проблема таких дураков как ты в том ,что вы дураки не то что умного чего то не можете ,но даже хотя бы приличного ,дебил ты ебаный

Anonymous

2 years ago

kin_dza_dza72

2 years ago

Anonymous

2 years ago

Anonymous

2 years ago

Anonymous

2 years ago

poulsam

2 years ago

Мрак Сроленок - патологический лжец как и все резуноиды

Anonymous

January 1 2017, 09:43:53 UTC 2 years ago

А ты чем то отличаешься от них ?

Anonymous

December 30 2016, 14:39:06 UTC 2 years ago

Геркулес-Найк турцкий там взорвалось.
А в море просто авиационный мусор высыпали-воевать оцень ссат с турками.
Именно поэтому нет и пятна на море от 40 тонн кирасина. и Задерсжка об оповещении на два с лишним часа.
И это не первый сбитый турками в ростове один в один такая же лже катастрофа.

Deleted comment

Deleted comment

donrumatalive

2 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →