Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Откуда апатия

Думаю над тем, почему нынешнее российское общество до такой степени инертно и апатично. Как в старой детской сказке, когда сестрицу Аленушку околдовали, она впала в транс и только непрерывно повторяла: «Что воля, что неволя – все одно, все одно». Вот у нас большая часть народонаселения сегодня – такая «Аленушка», и слушать это заунывное повторение, честно говоря, довольно неприятно.

А ведь так было не всегда. «В России надо жить долго». Я живу долго, и живо помню, к примеру, конец 80х-начало 90х, когда все было наоборот: в движение пришли даже самые «низы» общества, общественная энергия била ключом. Цой тогда не зря пел «Перемен требуют наши сердца», это был такой реальный общественный запрос.

В чем же, блин, разница? Сугубые материалисты укажут, понятно, на цену нефти; да, в тот период нефть была в разы ниже, экономика трещала по швам – но это явно не всё, что надо; как говорится, «необходимое условие, но не достаточное». Мы это и видим: нефть ведь уже падала до весьма низких величин, однако ничего похожего на общественный подъем в России не возникло.

Что же еще? Состояние умов? Я бы обратил внимание вот на какой факт: тогда, в начале 90-х, в народе – в тех самых «широких массах» - определенно наличествовал натуральный «зуд предпринимательства». То есть очень многие жаждали, хотели или просто собирались «открыть свое дело». Тогда как раз это только что разрешили, народ дорвался – и очень, очень многие в самом деле мечтали «стать буржуями».

Помню, тогда даже ходило такое выражение – «не хочу работать на дядю!» Люди, выпавшие (зачастую невольно – просто в связи с массовыми закрытиями и сокращениями производства) из госэкономики, вовсе не стремились, по опросам, переходить работать «к дяде»-частнику. Если такое и было, то люди рассматривали это как временную меру, «пошел, чтобы перебиться первое время» или «чтобы поднакопить денег». А потом – и это была реально «идея, овладевшая массами», то есть, по Ленину, «ставшая материальной силой» - они собирались завести собственное дельце и стать, наконец, «сами себе хозяевами».

Если у антиноменклатурной революции 1991 года и была идея, то это была именно идея предпринимательства. Если на чем и держался реально весь антикоммунизм 90-х – то опять же на ней. И только благодаря тому, что очень многие ДУМАЛИ стать в итоге «сами себе хозяевами», тогда и не состоялся реванш «самого передового в мире учения», а вовсе не потому, что «Ельцин подтасовал голоса» или «у Ельцина были американские советники».

Зато «ползучий реванш» начался в «нулевых», и продолжается, собственно, по сей день, отвоевывая себе все новые высоты. Красно-православная жижа понемногу заливает страну, превращая ее в болото. И, мне кажется, этот процесс очень хорошо коррелирует с постепенным угасанием в массах этого самого «стремления к предпринимательству». Социология неуклонно показывает снижение числа тех, кто хотел бы стать предпринимателем, и параллельно в обществе падает престиж собственно профессии бизнесмена. Это в конце 80-х молодые хотели пойти в бизнес или на худой конец в бандиты, а девушки мечтали выйти замуж за бизнесмена или уж на худой конец пойти в валютные проститутки. Сейчас те и другие пределом мечтаний видят – устроиться в Газпром или уж на худой конец на госслужбу.

А предпринимательство ассоциируется с геморроем.

Отсюда же постепенный отказ общества от идеала свободы. Ведь, по сути, что означает такая глубокая переориентация широких масс населения с наивного «не хочу работать на дядю» на циничное «хочу работать на Газпром»? Это глубокий надлом. Люди массово отказываются от идеи даже «когда-нибудь в будущем» не иметь над собою хозяина, это признается неосуществимой блажью – и для себя, и для своих детей. Лучше, типа, стать в стойло и не бухтеть – лишь бы там «платили бы побольше». И всё. Отказ от предпринимательства как от цели – это, собственно, и есть отказ от личной свободы как идеи.

Поэтому даже бунты наших «служивых людей» выглядят так жалко - типа «уберите от нас Собянина и дайте нам какого-нибудь Бобянина», то есть все это по определению не выходит за рамки «дайте нам более лучшего начальника». Пока не возвратится это вот стремление к «своему делу» - хотя бы в виде мечты – ничего у нас и не изменится. Слишком много смирилось с тем, что будут вечно работать «на дядю».
Subscribe

  • Маски и сигареты: опыт негативного пиара

    Кстати, вот еще интересный симметричный момент про курильщиков. Вспомним, под каким предлогом их удалось так удачно затравить именно в последние…

  • Когда пришли за курильщиками...

    No smoking Российское государство, похоже, взбесилось и продолжает наносить удары по Большим Социальным Группам. Вслед за тотальным наступлением…

  • Штыками и тюрьмами

    Не зря говорят (а у Димы Быкова на этот счет была даже целая теория), что российская история как бы все время "ходит по кругу", что в ней "всё…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 230 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Маски и сигареты: опыт негативного пиара

    Кстати, вот еще интересный симметричный момент про курильщиков. Вспомним, под каким предлогом их удалось так удачно затравить именно в последние…

  • Когда пришли за курильщиками...

    No smoking Российское государство, похоже, взбесилось и продолжает наносить удары по Большим Социальным Группам. Вслед за тотальным наступлением…

  • Штыками и тюрьмами

    Не зря говорят (а у Димы Быкова на этот счет была даже целая теория), что российская история как бы все время "ходит по кругу", что в ней "всё…