Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Служебный роман-с

Посмотрел в выходные, к очередному столетию со дня Никиты Михалкова, "Жестокий романс" - и, надо сказать, без всякого насилия над собой, даже с интересом. Вообще удивительно: есть, видимо, некоторая категория фильмов, которые в момент первого просмотра кажутся кошмарными, потом с годами отношение к ним улучшается до нейтрального, а лет через двадцать они даже становятся "вполне себе ничего". Или это старость?

В общем, экранизация Рязановым Островского, которая вначале Перестройки поражала какой-то шокирующей неуместностью (чего это Рязанов, с ума съехал? А Никита - кого это он играет?! А Гузеева - эта фифа откуда взялась?) - сейчас идет уже просто как родная. Да и нельзя не отдать должное - эта троица "купцов" из фильма, Петренко-Проскурин-Михалков - смотрятся как раз на диво узнаваемо: перед нами реальные типажи Нового Времени, которое в год выхода фильма (1984) еще даже не проектировалось!

А я ведь еще - грешен! - люблю "Давай поженимся!" по Первому, в основном именно из-за Гузеевой, такой шикарной "женщины с прошлым", в меру циничной "мамки"! И как не посмотреть на дивную "интересную стерву", когда она "в молодости", наивной девушкой, со слезой поющей "А напоследок я скажу"? О, это отдельное удовольствие для ценителей. В итоге мы, из своего 2015-го, при желании можем увидеть красноречивое послесловие к раннеперестроечному "Жестокому романсу" - и в постаревшем и поиздержавшемся БАРИНЕ Михалкове, и в чудом выжившей Ларисе Огудаловой, из своей глубинки сумевшей все-таки пробиться на центральный канал, чтобы вести там шоу "с перчинкой" для неудовлетворенных хомячков...

Вообще это новая, малоисследованная зона для кинокритики - анализировать фильмы через судьбы актеров-исполнителей главных ролей. Точнее, высоколобая кинокритика такой подход, как ни на чем не основанный, полностью отвергает, а вот рядовые зрители им вовсю пользуются. Моя мама, например, и актеров делила на любимых и нелюбимых по тому, нравились ей или не нравились игранные ими персонажи. И в этом что-то есть. Потому что продвинутый зритель судит, конечно, не по поступкам, которые совершает персонаж (поступки диктует сюжет) - а по его типажу, который отражает данный актер. Мама из-за этого всю жизнь терпеть не могла Белохвостикову: ей в жизни не нравились "фифы", которых Белохвостикова всю жизнь играла - и именно потому, что играла их она убедительно, мама заключала, что и сама Белохвостикова, видимо, такая же.

Соответственно, из Бесприданницы в исполнении Гузеевой все-таки прет нутряная жизненная сила самой актрисы - и это как-то снижает силу сочувствия ее поломанной женской судьбе; есть подозрение, что эпизод на корабле ЭТОЙ Ларисе - если б не было досадного выстрела Карандышева - ничем бы не повредил, а, скорее, наоборот - вывел бы на орбиту (Париж и далее везде).

Что, в свою очередь, заставляет по-новому посмотреть и на персонажа самого Никиты Сергеича: а так ли он виноват? И если виноват - то в чем?! Похоже, разве что в том, что проколол ненароком "куколку", из которой в итоге вылезла бы такая БАБОЧКА... гм, такая, которая бы впоследствии самому Паратову крылышки бы пообрывала, потеряй он хоть чуть-чуть хватку. "Есть женщины в русских селеньях..." Неужели Островский ЭТО имел в виду, сочиняя пьесу? А мог, мог!

Но все это так, к слову. Я затеял этот пост ради одного наблюдения, вполне бокового и наверняка уже обсосанного со всех сторон в середине 80-х, когда фильм только вышел. Только не знаю - была ли это сознательная "трактовка" режиссера?

Я о том, что мать Ларисы играет Алиса Фрейндлих, а ухажера Ларисы, Карандышева - Мягков. Но ведь они оба, Фрейндлих и Мягков, за 7 лет до этого сыграли у того же Рязанова в "Служебном романе"! Я смотрел на дуэт Карандышева и старшей Огудаловой и ловил себя на том, что в фильме происходит что-то не то: Карандышеву бы не ухлестывать за бесприданницей, которая годится ему в дочери, а крикнуть бы ее матери с чувством "МЫМРА!", как он это умеет... И все бы пошло как по маслу. Огудалова-мать взяла бы над непутевым Карандышевым шефство, ее дочь спокойно поехала бы за новыми впечатлениями "в Париж на выставку", все были бы счастливы.

Может, в этом и состоял главный, неразгаданный мессидж Эльдара Рязанова?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments