Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Идут танкисты в ЯРОСТНЫЙ поход

Посмотрел расхваленный многими до меня фильм «Fury», который в нашем прокате назвали «Ярость». Лично мне показалось после просмотра, что более адекватным было бы название «Яростный», ведь Fury – это «имя» американского танка, экипаж которого во главе с Бредом Питтом «добивает немецкую гадину в ее логове», то есть воюет на территории Германии в составе американских войск в апреле 1945 года.
Там у каждого танка в подразделении какая-то своя «кличка», данная экипажами; напрашивается аналогия с кораблями, а у них в нашей традиции имена даются прилагательными, а не существительными: «Грозный», «Стремительный», «Быстрый» и т.д.
Но ладно, это мелочи. Сам фильм действительно хорош, Бред Питт великолепен, боевые эпизоды сделаны со всем голливудским мастерством, а сюжетная линия вовсе не глупа. Чувствуется, кстати, что в изображении своих вояк американцы традиционно намного свободнее и, следовательно, более «человечны», чем наши художники, которым приходится соблюдать ряд негласных табу в любых рассказах о ВОВ. В частности, в теме секса Голливуд как всегда даст нашим сто очков вперед, тут у нас советское ханжество до сих пор неистребимо.
Любопытно, как железно действуют законы искусства – хорошо бы это усвоить у нас тем, кто упрекает наши фильмы в «чернухе», «отсутствии позитива» и «нежелании гордиться нашими победами».
Вот американцы: уж им-то, казалось бы, во второй мировой войне только бы про «позитив» и делать фильмы – победных лавров у них не меньше, чем у СССР, а вот потерь меньше на порядок. Однако все дело в том, что «про победы», вообще говоря, неинтересно, никто это смотреть не будет. Победа – это тоска с точки зрения искусства.
Человек раскрывается в поражении, на грани гибели или в самой своей гибели. Поэтому даже «массовые» голливудские блокбастеры – «Перл-Харбор», «Спасение рядового Райана» (где погибают практически все герои фильма), «Тонкая красная линия» - они больше о поражении и гибели американцев. «Чернуха», по-нашему.
Вот и «Ярость» - тоже «чернуха». Там и вовсе сценаристы извернулись – сумели придумать сюжет, как в апреле (!) 45-го американцы воюют и погибают (!), оказавшись без поддержки в окружении полчищ невесть откуда взявшихся вполне боеспособных отборных эсесовцев. Вместо демонстрации «мощи американского оружия» и «победного мая 45-го» - грустный фильм о том, что война забирает лучших и вообще «ах война, что ж ты подлая сделала».

Но я решил написать эту заметку, поскольку по мере развития основного сюжета мною овладевало все более и более сильное подозрение, что фильм-то, на самом деле… о нас!

То есть я, извините, просто не верю, что в реальной кампании 1945 года у армии США было что-то подобное тому, что показано в фильме. При тотальном превосходстве американцев во всех видах вооружения, при господстве в воздухе – ну какой там, к лешему, бой одинокого танка с батальоном SS? Все это самурайские фантазии.

Но откуда эта пораженческая фантазия взялась? Я думаю, вот отсюда:

«…Группа Рауса не могла прийти на помощь группе Зекендорфа. Она воевала с одним танком. Этот боевой эпизод — один из самых поразительных не только для первых дней Великой Отечественной, но, возможно, для всей войны в целом. Правда, сколько таких эпизодов остались вообще неизвестными?
Каким образом единственный КВ-1 оказался утром 24 июня в тылу группы Рауса — непонятно. Не исключено, что он просто заблудился. Тем не менее, в итоге танк перекрыл единственную дорогу, ведущую из тыла к позициям группы. Прибалтийская лесисто-болотистая местность отличалась тем, что без дорог по ней могла двигаться только гусеничная техника, да и то с трудом. А тыловое снабжение обеспечивалось обычными автомобилями, гусениц не имевшими.
КВ расстрелял и раздавил колонну из 12 грузовиков со снабжением, которая шла к немцам из Расейняя. Теперь группа Рауса не могла получать ГСМ, продукты и боеприпасы. Она не могла эвакуировать раненых, которые начали умирать. Попытки объехать танк по пересеченной местности оказались безрезультатными, грузовики вязли в болоте. Полковник Раус отдал приказ уничтожить танк командиру батареи 50-миллиметровых противотанковых пушек Pak38.
Артиллеристы несколько часов на руках подтаскивали пушки через лес, подбираясь к КВ как можно ближе. Танк неподвижно стоял посреди дороги, некоторым немцам даже показалось, что экипаж его бросил. Они ошиблись.
Батарея наконец-то была развернута всего в 600 метрах от танка и дала первый залп. Дистанция была «пистолетная», промах невозможен. Все четыре снаряда попали в танк, не дав, однако, никакого видимого эффекта. Батарея дала второй залп. Еще четыре попадания, опять никакого результата.
После этого башня КВ развернулась в сторону батареи. Четыре выстрела 76-миллиметровой пушки КВ уничтожили немецкие пушки и большую часть их расчетов.
Пришлось вспомнить о 88-миллиметровой зенитке. Вечером 24 июня Раус отнял одну такую пушку у изнемогавшего от советских атак Зекендорфа. Немцы стали осторожно подтаскивать зенитку к танку, маскируясь за ранее сожженными им своими грузовиками. Этот увлекательный процесс занял еще несколько часов. Наконец расчет выбрался на опушку леса всего в 500 метрах от танка, башня которого была развернута в противоположную сторону. Немцы, уверенные, что танкисты их не видят, начали готовить зенитку к стрельбе.
Танкисты, оказывается, видели все. И с поразительным хладнокровием подпускали противника как можно ближе. Когда артиллеристы начали наводить орудие на танк, башня КВ развернулась и танк выстрелил. Обломки зенитки свалились в канаву, большая часть расчета погибла…» и т.д.
http://www.intelros.ru/2007/06/20/aleksandr_khramchikhin_kv1_fermopily.html

Тут уж больно очевидные параллели. У нас – одинокий подбитый, то есть неподвижный танк КВ, который нельзя ни объехать, ни обойти. В фильме – тоже подбитый одинокий танк «Шерман» на перекрестке, мимо которого те же немцы тоже никак не могут пройти. У нас танк проявляет чудеса живучести, а танкисты – чудеса героизма; и в голливудском блокбастере «Шерман» сопротивляется как дьявол, а танкисты уничтожают бездны фашистов.

Разница лишь в том, что у нас все это было в реальности. Правда, не в 1945, а в 1941-м. И от этого сама коллизия, конечно, намного достовернее – наши танкисты погибли, защищаясь против действительно торжествующего и превосходящего противника. (В фильме же, откровенно говоря, героизм главных героев не совсем понятен – так и неясно, почему они предпочли погибнуть, а не вызвать, к примеру, авиацию, чтобы раскатала несколько сотен бродячих эсесовцев в блин)

Я почти уверен, что сценарист «Ярости» (он же режиссер, он же и продюсер) вдохновлялся именно подвигом безымянных танкистов нашей 2-й танковой дивизии. То есть, грубо говоря, приписал подвиг наших танкистов своим американским.

Я, однако, далек от того, чтобы его в чем-то обвинять – эпизод-то действительно выдающийся. Другое дело, что непонятны два момента: во-первых, почему в нашей кинокритике никто не обратил внимания на эту очевидную параллель? А во-вторых – почему уже и Голливуд снял фильм об этом подвиге, а у нас – ничего нет? Впрочем, чего я говорю; ведь действительно – мы до сих пор не знаем даже имен тех танкистов…

Но пусть хотя бы теперь тот, кто посмотрит «Ярость», знает, КОГО на самом деле играет там Бред Питт и весь его «экипаж машины боевой».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments