Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Бог есть Любовь, или Семь казней Египетских

Был тут по делам в Рязани (неплохой город, но совсем не ухоженный и бедный, типичный наш несчастный «русский мир»), а там – кинотеатр IMAX. Ну, думаю, грех не сходить. Так в итоге ненароком посмотрел фильм «Исход». На огромном экране, в суперочках 3D. В Рязани.

Фильм, как известно, экранизация песни Луи Армстронга «Let my people go». Смотрится великолепно, ну а для простых ребят вроде меня, Библию отродясь не читавших, он еще и кладезь информации на христианские темы. Открыл для себя много интересного и неожиданного.

Ну, во-первых, в очередной раз подивился, насколько искусственным выглядит привычное для христиан соединение Ветхого и Нового Заветов в как бы одно произведение – хотя нетрудно заметить, что собственно боги (бог) в них разный. Все-таки евангельский бог, насколько я могу судить по имеющимся у меня обрывочным сведениям, бог всеобщий, как бы – для всего человечества. В евангелии даже специально оговаривается, что, мол, в христианстве «несть ни эллина, ни иудея», вполне интернациональный принцип.

Совсем не то – ветхозаветный, то есть иудаистский бог, и это как раз хорошо показано у Ридли Скотта в «Исходе». Там бог вполне себе национальный, конкретно – бог иудеев, который, собственно, только о них и печется. Остальных людей (несчастных египтян) иудейский бог, очевидно, за людей не считает и в буквальном смысле в гробу видал.

Тут очевидна прямая параллель иудаизма и православия – в обоих случаях бог сугубо национальный, за «своих» против «чужих». Православные священники тоже не моргнув глазом будут молиться «за победу русского оружия», хотя с точки зрения новозаветного, всеобщего бога такая молитва, конечно, выглядит довольно странно.

В «Исходе» хорошо, красочно показаны «египетские казни», «семь казней египетских» - нашествие крокодилов, нашествие мух, нашествие жаб и т.д. В общем, как тот ветхозаветный бог измывался над несчастными египтянами – даже страшно представить. Забавная деталь – все мучительства в фильме происходят безо всякого участия дьявола (который вроде бы, по традиции, должен отвечать за всяческое зло). Но по фильму понятно, почему: с таким богом, как в «Исходе», никакой дьявол не нужен.

Неожиданно по ходу фильма сама собой приходит в голову ассоциация с… «антироссийскими санкциями». Вон оно откуда тянется, оказывается! Логика «санкций», они же «египетские казни», в обоих случаях идентична: бей "по площадям". По фильму, конфликт у бога, собственно, с одним фараоном Рамзесом – тот злостно отказывается «отпустить евреев», упирая на то, что это, во-первых, не по обычаю, а во-вторых, что он в результате лишится квалифицированной рабочей силы.

Ну и начинается мочилово. Народ, судя по масштабу бедствий, мрет тысячами – разорванный крокодилами, засиженный мухами, лишившийся урожая и заодно всей рабочей скотины в результате эпидемии. Смотришь на такое и прямо возмущаешься – за что ж людей-то так?! Непонятки с фараоном – так пусть бы фараона и вразумляли! Это ж Древний Египет, рабовладельческий строй, не демократия даже. Азия! Что толку морить людей голодом, когда все равно решают не они, а фараон??

По фильму, кстати, даже сам Моисей возмущается и высказывает богу свое «фе», когда тот излагает ему план не только всю скотину у египтян переморить, но и детей всех египетских уничтожить чем-то вроде газовой атаки. «Нет, я на такое не подписываюсь!» - в гневе кричит Моисей (Мойша, как его называют его нежданно обретенные соплеменники). Дальше там примечательный диалог – что-то из фильмов про сталинские репрессии, фанатичный комиссар убеждает вдруг засомневавшегося подручного, усомнившегося, что всех «социально чуждых» так уж необходимо немедленно вывести в расход.

Комиссар… то есть бог, конечно же, тычет в широкую грудь Моисея пальцем и орет в ответ: «Что?? Своих пожалел?? Значит, они (в смысле – египтяне – С.) – все еще для тебя твой народ?! А наши, значит, тебе кто? Мы 400 лет в рабстве – а нас ты пожалел?!» и т.д. Блин, чистый Бабель! Или Платонов.

Моисей на это еще пытается, кстати, ввернуть каверзный контрвопрос – дескать, а ты-то что ж 400 лет терпел и на все это смотрел? И если терпел, то чего ж сейчас вдруг озверел, даже детей убивать решил?! Но бог его ответом не удостаивает, а Моисей сникает, понимая, что против лома нет приема. Хотя вопрос-то повис в воздухе, и ответ-то получить было бы интересно…

В общем, злобный фараон приказывает каждый день вешать какую-нибудь еврейскую семью, а иудейский бог в долгу не остается – он газом в один момент избирательно (не трогая иудеев) убивает всех детей у египтян, включая, в кои-то веки, и ребенка фараона, на вид лет трех от роду. Любопытно было бы получить комментарий к этому месту Библии от Достоевского, точнее, от Алеши Карамазова с его знаменитой «слезинкой ребенка», которая якобы не стоит «царствия небесного». Тут, как мы видим, все разом погибшие дети египтян вполне стоят даже не царствия божия, а просто образования государства Израиль. Хм…

Словом, жесткие вопросы ставит режиссер Ридли Скотт.

Бог у него, кстати, все время является Моисею в виде ребенка лет так 8-9. Не знаю, соответствует ли это букве Ветхого Завета, но событиям в фильме соответствует вполне: жестокость показанного в фильме бога вполне детская, то есть безрассудная и абсолютно безжалостная.

По ходу фильма мне пришла в голову и еще одна безумная ассоциация: похоже, будто бы Скотт снял очередную вариацию на тему «Трудно быть богом». Этакое «Трудно быть богом-2». Или, если точнее и соблюдая хронологическую последовательность, даже «Трудно быть богом-1». В самом деле – антураж-то очень похож. В обоих случаях налицо бог, обладающий невероятными возможностями, и косное, малоразвитое общество, практически невосприимчивое к идеям прогресса и прав человека. В одном случае средневековье, в другом – древний Египет. Вот что с ним делать?

Ридли Скотт, кстати, на полном серьезе показывает природу разногласий Моисея и фараона по поводу богоизбранного народа. Там есть эпизод, когда Моисей является во дворец и там предъявляет фараону обвинения – ты, дескать, заставляешь в последнее время евреев трудиться буквально день и ночь и к тому же ничего им не платишь, подлец!

То есть фактически он, как хороший лидер профсоюза, предъявляет фараону требования нормированного рабочего дня и справедливой оплаты труда. Но реалии соблюдены: древнеегипетский фараон слегка обалдел и даже обиделся на Моисея за такие предложения, возразив в духе «но они же рабы!»

В ответ Моисей сподвиг доселе безропотных евреев на организацию мелких диверсий (поджигать склады с продовольствием, топить рыбацкие суда) – ну а потом уже бог вмешался и ввел против Египта полномасштабный режим санкций.

Конец фильма я, кстати, не досмотрел – опаздывал на последний автобус в Москву. Но что-то подсказывает, что фараон, оставшись не только с уполовиненным собственным народом, но и без любимого сына, да еще и весь в парше от насланного богом дерматита, все-таки сдался и отпустил-таки евреев восвояси.

Фильм «Исход» - хороший. Главное, что в отличие от «Левиафана» в нем точно нет никакой русофобии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 181 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →