Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Russian Beauty ("Географ глобус пропил")

Просто поразительно! Только тогда, когда о смерти российского кинематографа не просто объявили – его торжественно положили в гроб, закидали землей, прочли по нему все положенные эпитафии и чинно разошлись – только тут и выяснилось, что он живее всех живых!

Я вчера посмотрел – с изрядным опозданием, едва застал в кинотеатре – «Географ глобус пропил». Настроен был скептически, отзывы критиков и блогеров, в том числе и мною уважаемых, были какие-то кисловатые. Писали, что фильм какой-то затянутый, что он «топчется на месте, действие не развивается», что его герои неприлично много пьют, и даже не просто пьют – бухают, что это раздражает…

В общем, я был вполне готов к разочарованию.

Тем больше было мое удивление, когда я понял – фильм-то настоящий. Прекрасный. Трогательный, нежный и щемящий – почти такой, как и книга Иванова, лежащая в его основе. И нет в нем никакой «затянутости». Я еще убедился, что критики, даже мною уважаемые, все-таки – изрядные ханжи и лицемеры, так как никакого «чрезмерного бухания» в «Географе» нет: там просто пьют и курят ровно столько, сколько пьют и курят в обычной русской провинции, то есть много, часто и по-свински.

А ведь у режиссера Велединского была дополнительная сложность – ему надо было снять фильм, по сюжету совершенно явно пересекающийся с одним из шедевров мирового киноискусства, фильмом American Beauty Сэма Мендеса. Там и там – провинциал в «кризисе среднего возраста» (то есть внезапно осознавший всю бессмысленность и красоту жизни, утекающей меж пальцев), внезапно принявшаяся «искать себя» жена и школьница-нимфетка.

Оказаться так близко от шедевра – все равно что попытаться пролететь мимо огромной и жаркой звезды. Трудно не попасть в поле ее притяжения.

Полностью избежать воздействия, конечно, не удалось. Велединский снял Russian Beauty, «Красоту по-русски» - но это получилось достойно. И Хабенский почти так же хорош, как великий Кевин Спейси.

Я бы отметил великолепный видеоряд, а точнее – идею видеоряда. Почти весь фильм смотришь на все эти щедро выдаваемые виды русской провинции, все эти уродливые здания, разруху, неопрятно умирающие, как старики в приюте, остовы кораблей в порту, трубы, чадящие трубы – и думаешь, блин, ну что за тоска?! Как вообще можно здесь жить?? И виды природы не спасают: всё давящее, могучее и холодное, чуждое.

Что город, что природа – всё чужое, нелепое, враждебное человеку. Казалось бы – ну, «чернуха», «русофобия».

Но нет! Это очень четко переданный – визуальными средствами – образ душевного состояния главного героя.

И в самом конце – когда герой, наш Географ, изгнан даже из школы и вынужден курить чай, так как денег даже на сигареты у него уже нет – волшебная смена: вдруг солнце, искрящаяся река, белый и вполне исправный, бодрый пароход… И пейзаж уже кажется не таким чуждым. И мысль – а может, жить-то еще можно?

Вот что удивительно! 13-й год, окончательное сползание всей общественной жизни в густопсовый идиотизм – и совершенно негаданное возрождение русского кино. Великолепная комедия «Горько!», теперь вот, почти встык – «Географ». И это еще не всё: я бы добавил сюда, пусть и с оговорками, «Сталинград».

Три вполне достойный, приличных фильма, причем все сняты в абсолютно разных жанрах! Комедия, военная драма, мелодрама. Это пышущее здоровье! Когда такое было?! Разговаривая об этих фильмах, не надо неловко прятать глаза или прибегать к благоумолчаниям – о них можно говорить «по гамбургскому счету».

А в прежние годы относительной (хоть и сжимающейся) общественной свободы ничего подобного и близко не было. Даже обидно.

Волей-неволей приходишь к выводу, что для российских художников губительной является… надежда. Надежда на прогресс и улучшение общественных нравов. Чуть только в воздухе повеет оттепелью – художники дуреют и начинают говорить невнятно, музы от них отворачиваются. Русские музы ревнуют к Надежде!

А чем хуже, тупее, застойнее ситуация в стране – тем лучше для Искусства. Лучше, когда надежды нет. Взгляд очищается, вдох – напоследок – делается полной грудью.

Ведь и Служкин в фильме оживает и успокаивается в самом конце. Когда окончательно понимает, что все кончено и надежды нет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments