Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Пока не хочу

А.Балабанов, оказывается, умер. Жалко! Хороший был режиссер. Повторю по этому случаю свою рецензию на его последний фильм.

Волшебная сила искусства
Посмотрел вчера новый фильм Балабанова - "Я тоже хочу". Ну что сказать - фильм, конечно, наглый до беспредела. То есть снимали его полностью отвязные мужики, забившие с прибором на зрителей, доход от проката, сюжет и прочую скукоту и маяту. В принципе, такой подход нельзя не признать правомерным: все равно никакие русские фильмы в прокате не окупаются даже близко, зритель современное отечественное кино заранее, все скопом ненавидит - ну и чего, спрашивается, перед таким зрителем выделываться, стараться как-то ему, подлецу, угодить? Шел бы он в баню!

Отвязный мужик, собственно, как я понял, один - это сам Балабанов. Он ведь и режиссер, и единственный автор сценария, и сам в фильме снялся в эпизоде. А беспредел - в нарочитом отсутствии сюжета и вообще каких-либо событий. Весь фильм едва обозначенные герои куда-то едут в машине, потом идут пешком, потом жгут костер, потом приходят хрен знает куда - ну и всё. "Приехали".

Правда, одну уступку наглому зрителю автор все же делает: полфильма по экрану бегает абсолютно голая баба. Баба еще и экстремалка, поскольку бегает она голышом по снегу. Словом, сказать, что уж совсем не на что посмотреть - нельзя. Другое дело, что кого сейчас, при нынешнем повальном широкополосном интернете, особо завлечешь голой бабой?

Балабанов, кстати - это ведь тот, кто снял "Брата" и "Брата-2". На "Я тоже хочу" я обратил внимание, что там ВСЕ герои разговаривают так же, как и покойный Сергей Бодров-"брат". И это меня удивило. Я-то раньше думал, что странная манера "Брата" говорить - следствие известного факта, что Бодров - актер непрофессиональный и, честно говоря, бездарный; именно поэтому он говорит со всеми так, как будто текст начитывает в клубной самодеятельности - все на одной ноте, этаким речитативом. Образу "Брата", кстати, это нисколько не мешало, было даже своеобразной "фишкой". Создавало легкий такой эффект "парня не от мира сего", "трехнутого по башке".

В "Я тоже хочу", однако, так говорят вообще все. Не разговаривают друг с другом, а "произносят текст". Хотя актеры там разные, вряд ли уж все такие же бездарные, как Бодров. Тут дело, видимо, в том, что режиссер Балабанов уже настолько просветлился, что не считает нужным не только сочинять хоть какой-то сюжет, но и работать с актерами. Не для этого он фильм снимает. Он не ремесленник, не Бекмамбетов какой, прости господи (хотя я их раньше по фамилиям путал - звучат созвучно).

То есть, что в целом: актеры играют лишь бы как, сюжета нет, в фильме практически ничего не происходит, поэтому и за "развитием характеров" героев особо не проследишь - не на чем. Баба голая есть, сиськи в порядке, но совершенно не эротичная - наоборот, жалко ее на снегу, простудится ведь. При этом даже то немногое, что есть от сюжета, беспардонно отсылает к "Сталкеру" Тарковского - Балабанов напрягаться не стал, а просто взял основу у Стругацких с Тарковским: герои прутся в некую "Зону", потому что "хотят счастья". Банально донельзя.

Что еще? Ах, ну да. Творческая свобода - творческой свободой, но не обошлось и без бича всех российских лент - неприкрытого продакт-плейсмента. Что поделать - у нас даже "философскую притчу", суки, не могут снять без того, чтобы параллельно что-нибудь не впарить! В этот раз назойливо рекламируют Лендкрузеры фирмы Тойота... Под соусом о русской духовности и разрушенных церквях, чтоб "со слезой".

Что же получилось в результате этой неприкрытой халтуры, этого откровенного измывательства над зрителем?

А по мне, знаете ли - хорошо! Балабанов этим фильмом, по сути, полностью разоружился перед нами, дураками с попкорном. Да - как бы говорит он нам: я - дурак, снимать "жанр" у меня не получается, развлечь вас, лохов педальных, я ничем не смогу, актеры у меня так себе, с ценными идеями тоже негусто, я неубедителен, да и убеждать тебя в чем-либо, дорогой зритель, мне глубоко влом. Кроме того, и с деньжатами у меня негусто, так что извини, но и немного баблеца на спонсорах-япошках я сниму у тебя на глазах. Зато честно!

И - завершает Балабанов свой короткий спич, - да, говорит, я плохой режиссер, неувлекательный, и есть у меня за душой немного - пара эмоций: мне, дорогой зритель, очень страшно и тоскливо жить с тобой в нашей прекрасной стране. Спасибо за внимание (его герой, тоже режиссер, там, кстати, жалко и некрасиво умирает в последних кадрах).

И вот что самое удивительное: отсмотришь эту белиберду, выйдешь из кинотеатра, в эту зиму, в эту ночь, к этим родным русским лицам - и тебе вдруг тоже становится страшно, тоскливо и одиноко. До жути.
25/12/2012
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments