Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Ни слова о сюжете!

Все мы вышли из совка. Мой френд рассуждает о советском воспитании и советской школе, один пассаж меня просто поразил. Чрезвычайно тонко и точно подмечено:

"В школах... на уроках литературы давали нарочито ублюданский анализ «образов» литературных героев, так, чтобы глупость подобного «анализа» бросалась в глаза. Что и говорить, учебные программы в советских школах составляли мастера своего дела: внимание детей приковывали к «образам» и «атмосфере», но ни слова не говорили о сюжетах. Это неслучайно. Сюжет – дитя логики. Происходит «это», потому что произошло «то». Если персонаж «такой», то с ним может случиться «то-то». Причины и следствия в действии! А анализируя причинность в литературном сюжете, легко перейти на анализ причин и следствий в реальном мире, и это становилось опасным путём к поумнению. Кстати, по той же... хм... причине на уроках истории в 60-70-80-е годы не изучали причинность и логику истории ни в каком виде – даже в форме марксизма. Школьные учебники были набиты разрозненными фактами и датами, которые полагалось зазубривать наизусть".
http://alexander-pavl.livejournal.com/94124.html

Александр выдал квинтэссенцию советского "гуманитарного знания" в принципе: говори долго и много, трепись о чем хочешь, но самое главное - чтоб ни звука о причинно-следственных связях! Ни слова о СЮЖЕТЕ! Этим убиваются сразу два зайца: во-первых, без сюжета всем сразу становится дико скучно, а во-вторых, те немногие, кто не убегают сразу, быстро понимают, что всё полностью бессмысленно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments