Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Category:

Записки Старого Пиарщика. Эпизод №7

Продолжаем "Записки". Публикация каждый день. Сегодня - "Эпизод" из того времени (начало "нулевых"), когда в Москве еще избирали даже не муниципальных депутатов, а загадочных "муниципальных советников".

БЕЗ ДЕЗЫ О ДЕЗе

Выборы «муниципальных советников» - экзотическое дело для пиарщика. Не потому, что этих советников редко или мало выбирают. Нет, выбирают-то их весьма регулярно все последние 10 лет, и в огромных количествах: в Москве чуть ли не 80 районов, в каждом по Муниципальному собранию, в собрании – 10-12 советников (впрочем, с этого года они называются «районные депутаты»). На круг получается немало – больше, чем депутатов в Госдуме.

Другое дело, что прежде выбираться в эти самые районные депутаты народ предпочитал самостоятельно, без привлечения профессионалов. Так сказать, в порядке самодеятельности. Видно, «навар» с мандата районного депутата ожидался жидкий, мало кому нужный, и тратиться еще и на пиарщиков дураков не находилось.

Но в этом году – прорвало! Нашлись солидные заказчики, сказали – помогите, родные, очень хотим, чтобы москвичи не ошиблись в выборе! И – списочек аж из 11 человек представили. Хорошо, что все в одном районе. Выборы аж через месяц… Ну, отчего ж не помочь?

Любопытно было знакомиться с ситуацией. Все ж, как-никак, родной город, а что я знал об этих самых советниках? Да ничего. Что они делают, зачем нужны? Никто этого не знает. Порасспросил знакомых, - так некоторые даже и вовсе никогда не слышали об их существовании. Такая вот «незаметная власть». Прямо как в Швейцарии. 10 лет их выбирают, но никто о них ничего не знает. Интересно!

Спрашивается, как же агитировать народ голосовать за депутатов в совершенно неведомый орган власти? Задачка не для среднего ума.

Может быть, провести для начала разъяснительную работу с населением? Рассказать народу, что такое Муниципальное Собрание, чем занимается, насколько важна его деятельность; потом медленно подвести его к мысли, что для работы в таком ответственном органе нужны и люди особые, подходящие, проверенные… А потом раз! И предъявить списочек этих самых людей?

Чем не план кампании? Все в нем хорошо, за исключением некоторых моментов. Во-первых, время. Один месяц на все про всё, включая исследование ситуации. Что тут объяснишь? В школе таблицу умножения – и ту полгода проходят. Во-вторых, что еще важнее, НИКОМУ ЭТО НЕ ИНТЕРЕСНО. С этим мы уже сталкивались, к примеру, когда я на Украине в шахтерском городке агитировал за кандидатов «партии власти» в облсовет (См. «Записки», Эпизод №4). Казалось бы – то нищие шахтеры, а то – гордые москали. Ан поди ж ты – везде одна петрушка. Не верит замордованный постсоветский народ в МАЛЫЕ ОРГАНЫ (власти, разумеется). Масштабом его еще можно как-то пронять – Президент там, Губернатор, Депутат всея Руси (то есть Государственной Думы). А местные Советы или там Собрания? «Подождите, молодой человек! Женщина, это ж вас напрямую касается! Мужчина, куда же вы? Эй, гражданин! Послушайте! Я еще о полномочиях не расска…»

Никого вокруг. Одинокий агитатор уныло бредет прочь в быстро сгущающихся московских сумерках.

Вы думаете, я сейчас начну пылко обличать невежественных сограждан, повторяя что-то вроде пушкинского «Мы ленивы и нелюбопытны»? А то и, чего доброго, ради красного словца вверну более хлесткое, хотя и менее знаменитое цветаевское «Вина черни не в том, что она не знает, а в том, что она не желает знать»?

Ни боже мой! Народ, как обычно, прав. Знать-то о муниципальных советниках (или как, бишь, их там нынче кличут?) В САМОМ ДЕЛЕ совершенно необязательно. Абсолютно декоративный орган т.н. «власти». Ни денег у него, ни полномочий. Нет, мы, конечно, нашим «11 смелым» быстренько сварганили общую Программу на полтора газетных разворота – закачаешься. «Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через 4 года…» И т.д. В этом духе. «Мы ничего не можем, но помыслы у нас – добрые». Правда, первую часть данного высказывания мы опустили, чтобы зря не травмировать немногочисленных любителей сказок.

Единственное, кому Местный Орган нужен – так это реальной власти в Городе. Они-то и попросили обеспечить, чтобы в состав вошли ИХ люди, а не праздные болтуны и самозванцы.

Значит, опять надо было продвигать наших «веселых ребят» не на сознательном, а, так сказать, на ПОДсознательном уровне. Опять Украина! К тому же и в этот раз в Москве – те же экзотические, но уже знакомые нам многомандатные округа. Что ж, опять мантры?

Весь район нашей деятельности был разбит на три округа – по 4 мандата в каждом. В первом округе «наших» оказалось трое, в оставшихся – по 4. Кандидаты, на счастье, попались вполне «проходные» по сфере деятельности: учителя, преподаватель Военной Академии, директор школы, главврач, начальник детского досугового центра, Глава Совета Ветеранов, пара начальников Благотворительных фондов... Никаких тебе бизнесменов и коммерсантов, столь ненавистных простому народу.

Опасения мне внушили только двое: женщина – Глава Совета ветеранов района; как-никак, а ей уже было за 80 (!). И еще один кандидат из того же 3 округа – мужчина с роскошными усами, похожий на Тараса Бульбу, но, увы, с очень опасной должностью – начальник ДЕЗ (некогда ЖЭК) района. Насчет старушки меня заказчики успокоили: мол, годами не вышла, зато все пенсионеры будут за нее горой; а пенсионеры у нас, как всем известно – страшная электоральная сила! За ЖЭКовца и заказчики всерьез опасались; район-то старый, гнилого жилья – море, народ к ЖКХ известно как относится. Прокатить супостатов – самое милое дело. Сам Главный Заказчик был вообще искренне убежден, что любой вверенный ему районный москвич как видит словцо из трех букв – ЖЭК, ДЕЗ, ЖКХ – так сразу звереет. Моментально!

Но, с другой стороны – уж очень заманчиво было для заказчика такого нужного человека еще и депутатством снабдить! Не шибко он верил, что это возможно, но на нас надеялся – что мы электорат как-то заболтаем, отведем ему глаза, сумеем выдать «заклейменного» ЖЭКом за кого-то другого, белого и пушистого…

Ну я, как уже догадались мои самые преданные читатели, работаю всегда по шаблону. Поэтому, естественно, и в этот раз решил продвигать свой «взвод» при помощи «запоминательных стишков», или, в просторечии, мантр. Идея простая: большая часть москвичей никого из кандидатов в «Муниципальное Собрание» не знает и знать не желает, резонно полагая, что никакой пользы от них все равно не дождешься. Очевидно, что подавляющая часть избирателей придет на участок, НЕ ИМЕЯ твердого намерения голосовать за какого-то конкретного кандидата в Муниципальное Собрание. Это и вообще особенность нашего избирателя – очень многие норовят «принять решение непосредственно на избирательном участке». Почему? Думаю, наши люди вообще не очень-то любят РЕШАТЬ.

Однако, проголосовать «дорогие мои москвичи» как-то должны, поэтому им надо знать про СВОИХ (т.е. наших) кандидатов главное – их фамилии. На это им и укажут «мантры». Быстро мы создали три «избирательных блока» - по числу избирательных округов. С названиями блоков решили не мудрить – назвали их «по фамилиям». Так образовался блок №1 – Феклова-Бодров-Стоялко, блок №2 – Панина-Козловский-Мандрин-Иванова, блок № 3 – Машурина-Пегина-Овчинников-Хазарова.

Почему не общий список? Потому что нельзя перегружать нашего избирателя ЛИШНЕЙ информацией. Он и так отвел под сведения о муниципальных выборах самый малый участок своего мозга, какой-то ничтожный пыльный чулан в дальнем углу над мозжечком. Чуть перегрузить его – и, не дай бог, выпадет НУЖНАЯ нам фамилия. Как ее потом вкладывать обратно? Нет, пусть избиратель с Первого округа знает только своих, а со Второго - своих…

Задачу объединения мы решили по-другому: все листовки по всем трем округам мы делали в одних цветах (бело-черно-синих), в одном формате, шрифтах и дизайне. Райончик-то у нас небольшой: пошел избиратель в гости к старому другу, дорогу перешел – и незаметно для себя очутился в другом округе. А у старого друга на двери подъезда такая же листовочка висит, тоже со стишками. Читать он ее, может, и не станет, разве что подсознание отметит, мимолетно удивится: листовочка та же, а фамилии другие; значит, ИХ много? ОНИ везде?

А для закрепления – лозунг у всех трех «блоков» был одинаковый: «Вместе мы – сила!» Идеальный, на мой взгляд, лозунг для многомандатного округа. Хорошее словцо «вместе» играет значениями: с одной стороны, «вместе» кандидат и избиратель, с другой – «вместе» четверо кандидатов.

Незнакомые люди, которые почему-то хотят избраться в какое-то неведомое Муни… Ц… в общем, в Собрание какое-то (или Совет?), оказывается, как-то связаны со всем его районом. Все кругом избирают именно ЭТИХ! Делаем ставку на конформизм избирателя? Она далеко не всегда оправдана – если не понимать уточненный закон социальной психологии: человек особо склонен к конформизму (принятию мнения большинства) в НЕВАЖНЫХ для себя вопросах! (Думаю, кстати, что именно этим в первую очередь объясняется грандиозный успех массированной рекламной кампании «ЕдРа» на последних парламентских выборах… Но чу! Мы тут говорим о муниципалах!)

Итак – хорошие однотипные листовочки, расклеенные буквально на каждом подъезде. Хороший общий лозунг. Хорошо, если и мантры под стать? Извольте!

Первый округ.

За чистоту и за порядок,
За красоту в районном Парке
Муниципальные советники
Феклова, Бодров, Стоялко!

Пускай болтают злые сплетники
От них – не холодно, не жарко!
Вперед, муниципальные советники –
Феклова, Бодров, Стоялко!



Второй округ.
Здесь родился, не побоюсь этого слова, истинный шедевр жанра. Обратите внимание на нижеследующее четверостишие – в нем удалось дать страждущим избирателям всю НЕОБХОДИМУЮ информацию и никакой ЛИШНЕЙ (что тоже очень важно).

В Муниципальное Собрание
Района нашего родного
Мы выберем команду – Панина,
Козловский, Мандрин, Иванова!

Со стишками по Третьему округу вышла самая интересная история.

Жилью районному – ветхому, старому –
Помогут наладить починку
Машурина, Пегина и Хазарова…
Плюс главный жилищник
Овчининников!

А разгильдяям и бюрократам
Небо покажут с овчинку
Машурина, Пегина и Хазарова…
Плюс главный жилищник
Овчинников!


Эти стихи поначалу вызвали самое активное неприятие и даже страх со стороны Заказчика. Они настоятельно попросили меня убрать слово «жилищник» и заменить его любым другим – хоть «друг детей», хоть «добрый товарищ», хоть даже «отличный организатор». Не возражал бы заказчик и против того, чтобы мы попытались каким-то образом вообще перестроить стишок, дабы затерять нашего непутевого Овчинникова за широкими женскими спинами и хоть так протащить его в светлый депутатский рай. В любом случае заказчик был уверен, что раскрыть перед избирателем специализацию Овчинникова – это значит обречь его на неминуемый «провал».

Мне пришлось подробно разъяснить свою позицию и буквально «продавить» свое «вредительское» решение.
А решение действительно было непростым. Но я попросил заказчика представить себе ситуацию: вот наш избиратель явился на избирательный участок. Вот он вглядывается в свой бюллетень и «по наитию» находит там смутно знакомые фамилии, в том числе и нашего Овчинникове. Что он делает дальше? Ставит в нужном месте «галочку»? Нет! Он читает информацию, размещенную рядом с выбранными им фамилиями! Так… врач… так… учитель… так… ЧТО?! НАЧАЛЬНИК ДЕЗА?!!

Вот он, самый скользкий момент! Избиратель, просто реагирующий на фамилию, прочтет НЕУДОБНУЮ для себя информацию и неминуемо начнет задавать себе вопросы – а почему, собственно, я собрался голосовать за начальника ДЕЗа? Т.е. случится самое страшное – наш избиратель выйдет из своего полусомнамбулического состояния и тут уж обязательно поймет, что, собственно, никаких аргументов «за» у него нет. А «против», наоборот, есть! И – прости-прощай, г-н Овчинников…

Что же делать? Мы не можем убрать эту информацию из бюллетеня – и, значит, она будет висеть над Овчинниковым буквально дамокловым мечом. Единственный выход – снять элемент неожиданности, пусть это и рискованно. Избирателя надо просто приучить к мысли, что Овчинников работает в ЖКХ, что это просто у него такая особенность. Есть рыжие, есть полные, а наш вот – работает в ЖКХ.

И здесь в нашу пользу именно тот факт, что избиратель ДУМАТЬ о кандидатах отказывается категорически. Значит, сведения о «жилищнике Овчинникове» он затвердит НЕКРИТИЧЕСКИ, машинально…

Давайте еще раз прокрутим, уже с учетом обработки «мантрами»: вот избиратель берет бюллетень; вот морщится, выискивая «нужные» фамилии; вот просматривает данные о профессии… так… учитель… так… врач… так… начальник ДЕЗа… (стойка).. ах, да, «жилищник»… так…

Фу! Проехали!

Вот так наш Овчинников остался жилищником даже в жанре поэтического (точнее, политического) творчества. Может быть, он хотел бы другого, но что поделать! Не всем быть героями-любовниками!

А дня голосования я ждал с особым волнением. Все ж не всегда удается проводить такие многоходовки, да еще на таком смутном «подсознательном» материале!

В итоге в Собрание прошло 10 человек из 11 «заказанных». Овчинников в своем округе расположился на почетном третьем месте, т.е. получил даже некоторый запас (в Собрание проходило четыре первых кандидата). Где же был прокол?
«Убита» была Машурина – та самая бабушка 81 одного года от роду, Глава Совета Ветеранов. Не помогла ставка на пенсионеров – явка на те выборы была слишком большой, ведь они были совмещены с президентскими. Для нее оказалось фатальным, что данные о возрасте кандидата также вписываются непосредственно в бюллетень – как и данные о занимаемой должности.

Я так и вижу среднестатистического избирателя по этому злосчастному округу. Вот он, заговоренный, находит фамилию нашей Машуриной, вот, безразлично шевеля губами, читает ее должность – Председатель Совета Ветеранов. Вот скашивает глаз влево: 1923 г. рождения… Хм, это сколько ж ей нынче? Ого! Неужто 81 год?!.....
Жалко старушку. Но что тут можно было сделать?

Продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments