Размышления вольного социолога (sapojnik) wrote,
Размышления вольного социолога
sapojnik

Categories:

Владимир Высоцкий как Живой Журнал эпохи

По случаю очередной годовщины со дня рождения любимого певца и поэта повторю-ка свою прошлогоднюю статью о нем. В свое оправдание (ну что за наглость - дублировать старые посты?!), робко скажу, что все ж с прошлого года френдов у меня существенно добавилось :)


Кем был Высоцкий для того времени - ранние 80-е и, наверно, поздние 70-е? Думаю, отнюдь не только "плейбоем", певцом лирических песен и актером. В наибольшей степени, как мне кажется, он служил для страждущего поколения средством утолить "голод на публицистику". То есть, проще говоря, был настоящим Живым Журналом в русском смысле слова "журнал" (а не в скалькированном, как принято нынче, значении "дневник").
Стоит под этим углом посмотреть на его творчество - и многое станет понятным. Причем не только в нем самом, но и в последующих миллионных тиражах "АиФ" и "Огонька". Смотрите: Высоцкий, как и подобает СМИ (коих в СССР до Горбачева, почитай, не было) очень живо откликался на все события в мире - будь то покушение на папу Римского, освоение Сибири или матч Спасский-Фишер. Он "вел" постоянно обновляемую "историческую страничку" - в частности, многое по "неизвестной войне", вроде песни "Штрафные батальоны". Отдавал он должное и непременным разговорам с читателем на темы морали - в частности, мужской дружбы, любви и т.д. На бобинах и первых кассетах "публиковались" и многочисленные "истории из жизни" (типа "Назад 500, вперед 500") т.н. "простых людей" - будь то шоферы, рыбаки или там шахтеры. Существенное место занимали "Новости спорта", особенно почему-то - легкой атлетики; но был и хоккей ("Им платят деньжищи - огромные тыщи"), и бокс (незабвенный "Борис Буткеев, Краснодар"), и даже неведомый "крокей" ("Девиз в этих матчах - круши, не жалей, Даешь королевский крокей!"). В аудио-журнале Высоцкого был и непременный, очень интересующий публику раздел "Наш быт" - тут и алкогольные приключения, и "Из жизни зеков".
Не забывал Высоцкий и крайний интерес наших людей ко всяческой чертовщине, а то и просто к сказкам. Ну и, конечно, "странички юмора" - в этом (причем как в качестве, так и в количестве) Высоцкий шутя превосходил даже строго лимитированного в "совке" Хазанова и прочих казенных юмористов.
Один из "гвоздей" периодического издания под названием "Высоцкий" - безусловно, раздел "Светская хроника".
Его Высоцкий тоже формировал сам, причем уже и как поэт, и как персонаж. Чего стоили для советского человека "нелитованные", "из первых рук" рассказы о поездке на Таити, прогулках по Парижу, знакомстве с Марлоном Брандо - или истории соблазнения красотки-иностранки-актрисы с русскими корнями!
И, конечно же, "Новости культуры". Из всех искусств для советского человека важнейшим было кино; Высоцкий "освещал" и одновременно освящал собой и этот жанр, и всю "кухню" процесса…
Высоцкий, безусловно, был "Огоньком" "в те годы темные, глухие" - в одном лице и редактор, и ответсек, и штат журналистов по всем разделам, а при этом - еще и один из главных ньюсмейкеров! Умудряясь оставаться еще и классным лирическим поэтом... Оглядываясь назад, надо смело признать, что в лице Высоцкого мы видели человека поистине возрожденческого потенциала.
И то, что он реализовался и обрел бешеную популярность именно в виде аудио-журнала, легко объясняется: распространение на бумаге технически гораздо более сложно и находилось в СССР под строжайшим контролем, а вот за копированием через магнитофоны проследить даже КГБ не удавалось.
В этом, конечно, заключается и слабость Высоцкого, так сказать, перед лицом Вечности: текстам, написанным "на злобу дня", в вечности неуютно. Кроме того, Высоцкого, думаю, подстерегла участь многих великих кинорежиссеров прошлого. Фильмы, скажем, того же Бунюэля настолько растасканы на цитаты ордами последующих киноремесленников, что мне, когда я смотрел их в первый раз, они показались какими-то насквозь вторичными - вроде "я все это где уже видел".
Так и Высоцкий как Первый Публицист оказался настолько раздерган во всем - и в темах, и в словечках, и в подходах к действительности - последующей перестроечной, вырвавшейся на свободу журналистикой (сначала со ссылками, потом уж и без ссылок), что нынешним молодым он тоже кажется каким-то "насквозь банальным дядькой". Это Судьба.
Хотя по-настоящему великих песен - типа "Баньки по-белому" или "Куполов", или тех же "Штрафных батальонов", или "Охоты на волков" - у него никакая нынешняя злободневность не отнимет.
Чем дальше, тем больше Высоцкий восхищает. Бешеная сила желания, желания жить! Время тогда было достаточно анемичное - как, впрочем, и сейчас - но природа той анемичности была другая. Люди просто БОЯЛИСЬ проявлять свои желания, загоняли их вглубь, но при этом желаний-то было - ого-го! А Высоцкий - не только хотел, но и МОГ. И в своем "хочу и могу" он и был выразителем самой СУТИ того времени.
Сейчас не то; на смену массовой, пусть и подавляемой потенции, приходит, видимо, столь же неизбежная импотенция… Герои нашего времени - вялые, невидные никому андрогины типа Лагутенко с Пелевиным.
Что ж! Пойдем, поставим-ка еще разок "Коней привередливых".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments