sapojnik (sapojnik) wrote,
sapojnik
sapojnik

Дитя оттепели

«Пусть говорят» - как говорят, едва ли не самое популярное телевизионное ток-шоу в стране, на Первом канале уж точно. А уж субботнее ток-шоу – это ВАЩЕ, вся страна смотрит не отрываясь. Там прикол в том, что в будни у Малахова на «Пусть говорят» про всякие конфликты и бытовые ужасы, типа «молодой узбекский гастарбайтер полюбил 15-летнюю школьницу-москвичку, у них семья, она беременная, но родители хотят их разлучить» (не шутка ни разу, был такой цикл передач) – а вот в субботу расслабленному обывателю не до ужасов, он хочет чего-то мирного и про знаменитостей. И вот по субботам шоу проводятся в формате юбилея, «В гостях у…» - приглашают какого-нибудь народного любимца, его друзей, родственников и приживал, все целый вечер травят в честь юбиляра байки и смотрят фрагменты из фильмов, концертов и передач с его участием. Народ смотрит на любимца и млеет, ахает и охает, а канал непременно подпускает немного клубнички с перцем, типа кто с кем спал и кто с кем враждовал, но очень умеренно, буквально в гомеопатических дозах, чтобы не нарушать атмосферу благостности.

В прошлую субботу на «Пусть говорят» был вечер встреч имени Катерины Васильевой, и я эту передачу тоже посмотрел, поскольку тоже люблю эту прекрасную актрису. Но речь здесь не о ней. Занятно было проследить, как даже на такого рода «сиропных», принципиально неконфликтных передачах, цель которых - буквально – погрузить обывателя в сон золотой, все-таки порой прорывается Реальность. Вероятность, естественно, тем выше, чем более крупную личность являет собой юбиляр.

Правда, прорыв Реальности надо еще разглядеть – а для этого надо еще уметь «довернуть» рассказанные сюжеты, поставить к ним правильные вопросы.

Так вот с Татьяной Васильевой все в этом смысле оказалось в порядке. Фигура она оказалась что надо, «с перцем». Поэтому там со вторым дном оказалась добрая половина рассказанных баек. Начну с самой вопиющей - ее поведал Сергей Никоненко, ее однокурсник во ВГИКе.

А училась Е.Васильева, по его словам, на курсе Льва Свердлина, народного артиста СССР (я смутно помню, что он играл в очень старом фильме про Ходжу Насреддина самого Ходжу Насреддина). Свердлин, будучи «руководителем курса», руководством себя не утруждал и появлялся в институте исключительно по 20-м числам – в день зарплаты. Приходил, заглядывал в аудиторию со «своим курсом», говорил «привет» и исчезал еще на месяц.

Так оно продолжалось довольно долго, пока (в этом месте Е.Васильева немного истерично засмеялась) юная Катерина в момент очередного явления Свердлина курсу не встала и не задала громко вопрос – «А когда вы нас учить уже наконец будете?! Или так и собираетесь раз в месяц здесь появляться за зарплатой?» Все в духе «Голого короля» Андерсена – встал малец и испортил все представление!

Однако Свердлин не устыдился, а рассвирепел. До такой степени, что буквально на следующий день… был издан приказ об отчислении студентки Васильевой из ВГИКа! Типа «за хамство».

Все это Никоненко рассказывал с улыбкой, под смех аудитории. И, конечно, не укрыл и счастливый финал: студентка Васильева оставалась отчисленной всего пару месяцев – потому что потом во ВГИК вернулся из очередной длинной загранкомандировки его ректор С.Герасимов, и ему доложили (!) об отчислении «одной студентки». Герасимов в деле стал разбираться – и принял решение ее восстановить. Лев Свердлин и тут стал упираться и пугать, что в случае восстановления Васильевой он сам уйдет, на что ему, по легенде, с удовольствием озвученной Никоненко, Герасимов ответил что-то типа «скатертью дорога!» Так справедливость восторжествовала.

Неплохо? Рождественская история? Аудитория ее так и восприняла. А я слегка прибалдел: дикость какая-то! Вдумаемся – о чем на самом деле рассказал Никоненко. История в самом деле типовая, даже архетипическая – для нашего социума. По сути – хорошую студентку вконец оборзевший самодур (а как помягче обозначить Свердлина?) выкинул из института – у всех на глазах и абсолютно ни за что. А если точнее – за правду, в самом прямом смысле.

Важно, что все произошло максимально публично –весь курс и, пожалуй, весь институт сразу узнали, за что «поплатилась» правдолюбивая Васильева. То есть у всех на глазах было принято решение откровенно несправедливое и даже порочное. Русский народ у нас якобы очень любит справедливость, а самые якобы чувствительные к несправедливости – это молодые люди, студенты… А что на деле?

А ничего. Ни слова о каком бы то ни было возмущении, о том, что за Васильеву кто-то пытался вступиться, что у нее образовалась поддержка «снизу» - ничего. То есть, похоже, ничего и не было. И если бы не внезапное, в духе «бога из машины», вмешательство Герасимова, в буквальном смысле сошедшего с небес и принявшего участие в жизни несчастной студентки – судя по всему, Катерина Васильева так бы и вылетела в никуда, и мы бы такой актрисы никогда бы и не узнали. Каково?

Мне тут вспомнилась другая история на ту же тему, которую рассказывала мне моя мама про свой родной МИФИ. Время действия – примерно то же, что и у Никоненко, тоже примерно начало 60-х. Мама рассказывала, что был на курсе старше ее один хороший, несомненно талантливый паренек, поступивший откуда-то из глубинки. И вот этот наивный, приехавший откуда-то из глубинки «ботан», пришел как-то в институтскую библиотеку и попросил выдать ему в читальном зале… роман Пастернака «Доктор Живаго». Тогда как раз была в разгаре травля Нобелевского лауреата во всех СМИ (именно по поводу «Живаго» впервые был произнесен знаменитый сегодня мем «Не читал, но осуждаю») – и вот наш провинциал на свою беду заинтересовался: что это такое, типа, все обсуждают?

Тот парень, по легенде, не был каким-то там диссидентом или антисоветчиком, он вообще читал в основном учебники; погубила его атмосфера «оттепели» - пробудила любопытство. И он тоже поплатился: бдительная библиотекарша сообщила «куда следует», парня стали «прорабатывать» на «бюро комсомола», вынесли его «вопрос» на «собрание факультета» - ну и там как водится единогласно исключили из комсомола, а, значит, «автоматом» и из МИФИ. В этой истории многое похоже, только хеппи-энда нет: парня выгнали из одного из лучших ВУЗов, а исключение из комсомола было натуральным «волчьим билетом», то есть высшего образования он, скорее всего, более вообще нигде не получил.

Созвучно тут и точно такое же всеобщее молчание студентов.

И это все-таки поразительно, конечно. Давно ведь замечено – никакого там студенческого свободолюбия или там «чувствительности к несправедливости», не говоря уж про «готовность к бунту» - у наших студентов нет и в помине. «Вступиться за товарища» - это пустое слово. Курс, по сути, продал и предал тогда Катерину Васильеву, трусливо промолчав.

Но что интересно – все-таки в нашей стране есть своеобразная стабильность. Потому что, думается, если бы такая история произошла сейчас в каком-нибудь ВУЗе – да хотя бы даже в МГУ! – и у нынешнего «студенчества» была бы точно такая же реакция. То есть никакая. Годы идут, Катерина Васильева уже старушка – но, в общем, все по-старому, и это, конечно, вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне. Как говорилось умными людьми, «В России за год меняется все, а за двести лет – ничего». Вот приедет Путин (вар. – Герасимов) – Путин нас рассудит.

Там в передаче и дальше жгли напалмом, сквозь благостные хиханьки и хаханьки. Еще пример – уже сама Васильева рассказывает «смешную байку» - как они вместе с Андреем Мироновым, сидя на соседних креслах, гримировались к очередной сцене фильма «Соломенная шляпка». У Васильевой был сложный грим – она играла светскую красотку, и над ней корпели три гримера на протяжении двух часов: подтягивали носик, высветляли волосы, выравнивали брови и т.д. И все эти два часа, по словам юбилярши, Андрей Миронов сидел рядом и вслух сокрушался: «Боже мой! Ведь кругом столько по-настоящему красивых, молодых девушек! Толпы, просто толпы вокруг! У них все есть, подлинная, натуральная красота! Ничего не надо подтягивать, ни над чем не надо корпеть, отнимать время у трех занятых людей; почему, ну почему надо так мучиться, пытаясь довести до ума изначально негодный материал??» - как-то в этом духе.

И Васильева свой же рассказ комментирует: «Ой, я так смеялась, так смеялась – чуть со стула не упала! Ах, Андрюша – он такой был веселый человек!» И сама действительно весело хохочет.

Я, опять же, слушаю и офигеваю дальше. Как-то, на мой взгляд, в описанной сценке как раз «веселья» минимум – она больше похоже на изощренное издевательство и, одновременно, на откровенное хамство со стороны незабываемого А.Миронова. И как это можно воспринимать иначе? Васильева, скажем прямо, всегда имела весьма специфическую внешность, красоткой никогда не была (при несомненном таланте), и, говоря прямо, Миронов просто топтался на на ее самой больной мозоли.

Третий эпизод из того же ток-шоу – рассказывает подруга, которую представляют как самую близкую у юбилярши. Та восторженно вспоминает, с чего вообще возникла их дружба: с того, что Васильева пришла в их театр и покорила молодую актрису раз и навсегда тем, что однажды защитила ее: зрители на одном из спектаклей начали шикать на нее и требовать говорить «погромче, ничего не слышно» - а Васильева, произнося свой текст, вышла на край сцены, добавила громкости по максимуму и в конце грозно спросила зал – «Ну что, теперь слышно??»

Подруга, такое ощущение, до сих пор под впечатлением – как это, ее, тогда совсем незнакомую, Васильева зачем-то ПОЖАЛЕЛА и вступилась за нее публично, на глазах у всех! Объясняет этим свою преданность и 40-летнюю дружбу, «она такой человек, такой друг, я после этого сразу поняла, что буду с ней дружить…!!»

Опять же: этак со стороны глядя, врубаешься с трудом. А что тут такого-то, а? Но это мы, из своего прекрасного далека… А тогда, значит, ДАЖЕ такого рода публичное действие в поддержку выглядело чем-то из ряда вон выходящим! Мда, «вот так они и жили».

Реальность проступила, пусть даже против воли устроителей благостной передачи. Вместо сказки.

Там ведь мелькнуло однажды кое-что и прямым текстом: та же подруга, забывшись, сказала, что юбилярша «страдала одно время одним известным недугом… и даже с сыном не могла общаться… и муж хотел у нее сына забрать…» Развития тема «недуга» не получила, хотя ведь главный вопрос биографии Е.Васильевой никто так и не осветил: как вышло, что такая популярная актриса вдруг ударилась в религию и чуть ли не ушла в монастырь, стала истово верующей, и с тех пор как-то то уходит «из мира», то в него возвращается?

Ответ я слышал из других источников, хотя и не поручусь за достоверность: ходили слухи, что нынешняя благостная юбилярша одно время просто пила как лошадь.

И, если суммировать случившиеся в передаче «мерцания реальности» - как-то начинаешь понимать, ПОЧЕМУ она это делала.

Непростой у нас был социум. Противный довольно-таки, если честно. Запьешь тут.

Вы спросите - зачем же я смотрю такое пошлое ток-шоу, фи, ай-яй-яй? Дух веет где хочет, друзья мои. И это по-своему радует.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →