sapojnik (sapojnik) wrote,
sapojnik
sapojnik

Голливудский минимум

Мы на самом деле плохо представляем себе степень «прогиба» родной путинской власти перед «ненавистным Западом» - прежде всего потому, что на прогибы по большей части некому указать, сама власть о них скромно умалчивает, а замечать их невооруженным взглядом не так-то просто. Однако порой, когда, что называется, «припрет», волей-неволей протираешь глаза – и ба! Вот она какая, ИЗНАНКА!

А ведь мировые монополии с нами в самом деле не церемонятся.

Перейдем к прозе жизни. Я буквально под Новый год узнал о весьма неприятном новогоднем сюрпризе, который припасли для всех жителей моей родной московской окраины заботливые московские власти. У нас, как внезапно выяснилось, закрывается кинотеатр «Киргизия». «На реконструкцию». Никаких сроков этой реконструкции не обозначено, и в общем, все понятно – есть печальный опыт: другой кинотеатр возле моего дома, «Саяны», тоже вот так закрылся «на реконструкцию» лет 10 назад – и с тех пор всё «реконструируется» (а на самом деле просто стоит, обнесенный глухим забором, как памятник «дорогой московской земле»).

Очевидно, что такая же участь ожидает и «Киргизию». Тем более, что «Киргизия» и без того давно реконструирована – это типичный такой 7-зальный «кинотеатр для спальных районов», переделывать там, по большому счету, нечего. «Реконструкция» - это просто благостный эвфемизм закрытия, очевидно, за нерентабельностью.

В итоге получается занятная картина: у нас во всей округе – а это как минимум четыре московских района, условно назовем это «Перово-Новогиреево» - не остается ВООБЩЕ НИ ОДНОГО действующего кинотеатра. Четыре спальных района, более полумиллиона жителей! Год назад закрылся «Энтузиаст», «Саяны» 10 лет никак не реконструируют, мелочь добили еще раньше, теперь вот падает последний оплот – «Киргизия». Вопрос: что, неужели среди полумиллиона (!) московских потребителей (то есть самых обеспеченных в стране) нет достаточного количества «любителей кино», чтобы обеспечить нормальную прибыльную работу хотя бы одного (!) кинотеатра?!

Если вдуматься – это какой-то нонсенс. Речь-то ведь у нас не о Консерватории какой-нибудь. Не о музее абсурдистской живописи и еще чём «высоколобом». Речь о самом что ни на есть презренном МАССОВОМ искусстве, что называется, «для быдла», под пиво и попкорн, «стрелялки позырить». И нате пожалуйста – кинотеатры вымирают, словно это какие-нибудь курсы обучения горловому пению или клубы для решения тригонометрических задач!

Оставим вопрос повисшим в воздухе – я пока предлагаю задуматься над еще одним феноменом того же ряда. Вот у нас есть целое Министерство культуры, которое среди своих задач открытым текстом объявляет «поддержку отечественного кинематографа», а также каждый год выражает озабоченность тем, что зрители, увы и ах, как-то плохо и неохотно смотрят отечественное кино. Каждый год принимаются различные программы «комплексы мероприятий», чтобы эту тенденцию переломить и каким-то образом повернуть зрителей от всякой иностранщины к просмотру своего родного, исконно-посконного и, конечно же, патриотического кино.

Из этих целей никто не делает тайны, еще раз подчеркну. Тот же Мединский много раз клялся, что он вот-вот развернет вкусы зрителей к «родной сторонушке»; каждый раз, когда процент «просмотра отечественного» растет, Минкульт и провластные СМИ не устают бить в литавры и выражать бурную радость – так, как если бы рост числа зрителей у отечественных картин и вправду был бы важной государственной задачей.

Однако задумаемся – а как российские чиновники, ответственные «за культурку», решают эту задачу? На самом деле – очень странным образом: через безмерное государственное дотирование производства картин. Государство не просто щедро «вваливает» миллионы и миллиарды в производство картин, но и, что уж совсем интересно, не требует от создателей и продюсеров никакого возврата средств, никакой «окупаемости». Деньги вбросили, как в черную дыру – и всё, за финансовый результат никому не надо беспокоиться. Естественно, такой «щедрый» подход порождает полную безответственность и инфантилизм «творцов»: что бы они там ни засняли – денежки «освоены», а дальше хоть трава не расти.

А как надо? Для ответа достаточно здравого смысла. Рассмотрим задачу без эмоций и оценок, «как менеджер». Допустим, нам с вами надо сделать так, чтобы народ массово повалил на «родное русское кино». Оставим в стороне вопросы, хорош или плох протекционизм, правильно или неправильно «поддерживать отечественное» - речь не об этом. Спросим просто: как сделать чтобы люди с большей охотой шли на российские фильмы, когда рядом идут дорогостоящие голливудские блокбастеры?

Ответ очевиден: надо просто сделать так, чтобы билеты на «отечественное» стоили гораздо дешевле. Желательно в разы. Если билет на блокбастер будет стоить 350 руб. (как он сейчас и стоит), а на какие-нибудь «28 панфиловцев» установить цену в 50 руб. – куда повалит народ? Снобов и идейных противников «Рашки-говняшки» переубеждать не будем, а просто признаем за факт: естественно, на более дешевое народ бы шел намного охотнее. И ГЛАВНОЕ (с чем даже противники «Рашки-говняшки» спорить не станут): при прочих равных, то есть если билет и на блокбастер Голливуда, и на «28 панфиловцев» стоит одинаково, 350 руб. каждый – выбор большинства зрителей, изыскавших в своем бюджете такую сумму, будет очевиден: они пойдут на Голливуд.

То есть: если мы в самом деле бы хотели (на месте государства), не гнушаясь протекционизмом, в самом деле обеспечить перелом тенденции – чтобы люди стали МАССОВО ходить на российские картины в противовес голливудским – нам бы первым пришло в голову обеспечить конкуренцию по цене билета. То есть дотировать не производство (это в буквальном смысле деньги в бездну), а дистрибуцию картин. Механизм простой – типа государство на каждый купленный билет доплачивает кинотеатру за просмотр.

Вроде бы не бином Ньютона. Все просто до безобразия. А что мы видим на деле?

На деле мы видим интересное – что сама тема «конкуренции по цене билета» для всех наших чиновников есть натуральное ТАБУ. Она просто не обсуждается – никем и никак. Минкульт ведет себя так, как будто такой идеи вообще не существует – то есть как будто нынешний уровень цен на билеты в кино это какой-то священный текст на скрижалях, и даже помыслить об их «сдвиге» никак невозможно-с!

Почему так? Ответ тут, по всей видимости, может быть один: тема «сдвига цен» - это и в самом деле натуральное табу. Без шуток. Скорее всего, имеет место некий картель, НАВЯЗАННЫЙ всем национальным прокатным системам. Картель, в котором волей-неволей участвует и Россия. Кто его навязал? Голливудские «мейджоры», кто ж еще. Разговор, по всей видимости, короткий: никакая «конкуренция по цене» с голливудскими картинами в легальном прокате просто недопустима. Чем могут пригрозить голливудские компании ослушникам? Да, по всей видимости, тотальным запретом на показ голливудских фильмов – весьма сильная угроза.

Если принять это, кажущееся поначалу совершенно диким предположение – то сразу все встает на свои места.

Уровень цен на билеты в отдельной стране – пусть даже это будет «строптивая» и как бы «антизападная» Россия – задает Голливуд. Что-нибудь типа «не ниже такого-то эквивалента долларовой цены». Люди заботятся о прибыли, за что их винить… Но, к сожалению, этот уровень задает общий уровень – цены на ВСЕ, любые фильмы в прокате все должны держать не ниже уровня, заданного заранее на голливудскую кинопродукцию. Отечественные «производители» просто НЕ МОГУТ продавать зрителю свои картины по ценам ниже, чем это делает Голливуд.

Вот поэтому у нас по всей стране хиреют и закрываются кинотеатры. Я-то много, очень много езжу по стране и при этом люблю ходить в кино – поэтому я знаю, о чем говорю. Хиреющие кинотеатры, сотни тысяч горожан, не имеющие в своем районе кинотеатра – это реальность буквально на всей территории РФ.

И причина проста. Эта ситуация – прямое следствие директивного ценообразования, «плановой экономики». Только в данном случае – вот парадокс! – «госпланом» выступает не отечественные социалисты, а далекий Голливуд, или, иначе, транснациональные корпорации.

Все дело попросту в том, что БИЛЕТЫ НА КИНО В РОССИИ СЛИШКОМ ДОРОГИ!! «Ларчик просто открывался». 300-400 рублей за билет – это людям ДОРОГО. Только и всего. Именно поэтому я, как ни пойду в кино последние 10 лет, где угодно – в Чите, Москве, Пензе, Питере и т.п. – чаще всего сижу почти в пустом зале, вмещающем 100-200 человек. Должно быть 200 – а в зале едва 20.

Особенно «смешно» это было в кинотеатре «Энтузиаст». Несчастные его владельцы – действительно, видимо, энтузиасты – пошли на риск: они не стали перестраивать большой кинозал советского типа, разбивая его на маленькие зальчики вместимостью в 100 человек, нет, они решили сделать максимально впечатляющим и комфортным сам просмотр в Большом зале: приобрели новейшее аудиооснащение, купили суперэкран размером с 5-этажный дом, сверхвысокой четкости… Там действительно было шикарно видно, я туда частенько ходил – и в зале на 1200 мест я сидел в компании еще 10-15 зрителей…

А потом «Энтузиаст», естественно, закрылся. Хотя, казалось бы – ну уж в его случае сами бухгалтерские цифры просто криком кричали: надо продавать билеты в такой зал не по 300, а по 50, даже по 40 рублей – и в таком случае, если бы на сеансы собиралось не по 15, а по 500 человек, все, глядишь, и начало бы окупаться! Не говоря уж о том, что 500 зрителей и попкорна купят в разы больше…

Но нет. Нельзя. Табу. «Энтузиаст», как и все прочие, стоически разорился – но не снизил цены ниже «голливудского минимума».

Вот так, друзья мои, заданный нам кем-то «сверху» уровень цен на билеты на глазах убивает сам российский кинопрокат. Скоро уже кинотеатры будут как консерватории – столь же редки. Напомню, что в СССР билетик в кино стоил 10 копеек. Для «самого массового из искусств» больше и не должно быть.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 168 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →