sapojnik (sapojnik) wrote,
sapojnik
sapojnik

Из жизни быдла

Новогодние праздники хороши тем, что по телевизору можно посмотреть всякие фильмы, до которых не доходили руки в течение года. Так я посмотрел на каком-то заднем канале фильм «СуперБобровы» - отечественную (!!) сатирическую (!) фантастику (!!). Причем фильм – самый «свежак», 2016 года (вру – 2015, но премьера была весной 2016). Сюжет там простой – на простую российскую семью, живущую в каком-то провинциальном городке у моря, падает метеорит – и все члены семьи приобретают некие сверхспособности: дед становится натурально бессмертным, отец семейства телепортируется туда-сюда, его дочь делается невидимой, его жена может летать, и т.д. В итоге семья решает использовать свои способности для ограбления банка (а для чего же еще?) – ну и следует масса всяких гэгов, хохм, невероятных происшествий и т.п.

Идея, по-моему, очень даже богатая. И там вдобавок отличный, без дураков, актерский состав: Роман Мадянов, мой любимец (по сериалам) Павел Деревянко, Ирина Пегова, Оксана Акиншина плюс, как выражаются в Голливуде, настоящий «гестстар» - незабываемый Шариков-Толоконников!

Я, кстати, так и не смог отыскать данных, окупились ли «СуперБобровы» в прокате. По цифрам – вроде бы да, а если брать, скажем, решительные высказывания Мцитуридзе, главы «Роскино», то якобы по ее словам из российских в 2016-м не окупился ни один фильм, кроме «Экипажа» (хотя опять же – если по цифрам, то и «Экипаж» не окупился). Однако я помню, что реакция критики на «Бобровых» была крайне резкая, даже раздраженная. Да и никакой особой популярности он не снискал – я, во всяком случае, не помню у себя в ленте (а она у меня богатая) ни одного хвалебного отклика по адресу этой фантастической комедии.

А мне понравилось. Лишний повод не доверять молве! Фильм – хорошая такая насмешка, «облитая горечью и злостью». По своей стилистике и даже по антуражу «Бобровы» удивительно похожи на… «Горько!» - другую мою обожаемую комедию. Их даже можно себе представить как некий метасериал «Соседи» или "У черного моря") - один и тот же приморский городок, те и другие живут в больших отдельных (!) домах-халупах на несколько поколений, просто пока одни соседи женятся-разводятся, другие, значит, страдают от метеорита. А в целом, оба фильма представляют долгожданный жанр «Из жизни быдла». Того самого «быдла», которое в традиционном российском искусстве находится обычно где-то за гранью отражения. Можно еще сказать – «про ватников».

Только «СуперБобровы» пожестче, конечно, чем «Горько!».

И сам жанр, конечно, определяет суровую прокатную (или хотя бы критическую) судьбу таких фильмов. Потому что, с одной стороны – целая категория публики, назовем ее «западники», фильмы «про быдло» смотреть просто не может – ее начинает натурально корчить. Ей даже наплевать, что в таких фильмах «быдло» показывают обычно без всякого придыхания или любования, ТРЕЗВО – все равно: «западники» заходятся в криках – «уберите! Зачем ЭТО показывать?! Это позор! Вы только посмотрите на них – какие ХАРИ!!» и т.п. Дальше идет заламывание рук, разговоры про «эту страну», в последний месяц люди начнут очень кстати вворачивать про «боярышник» - а там уж недалеко и до обличений «крымнаш», стонов про слезинку украинского ребенка – и, в общем, после этого говорить дальше о каких-то «бобровых» становится просто кощунством.

Однако и с более простыми, «патриотическими» категориями населения разговор о «бобровых» в позитивном ключе тоже не сложится. Этих вроде бы никак не должен смущать акцент на честное и правдивое описание их собственной реальной жизни «без прикрас» - но нет, именно это их и смущает, причем зачастую еще сильнее, чем «западников». «Патриотам» в фильмах «из жизни быдла» остро недостает любования, приторности и сусальности – то есть, проще говоря, НЕПРАВДЫ. Это отсутствие неправды у нас издавна принято называть «очернением».

Я прочитал несколько гопнических рецензий на «СуперБобровых»: эти авторы дружно вменяют фильму такое тяжкое обвинение, как… глупость. «Глупый фильм!» «Для дураков!» «Показали каких-то конченых дебилов, фу! Вот если бы нам дали суперспособности, то мы бы… мы бы… ух!! А там…» Вот такие претензии.

Герои фильма и в самом деле малость глуповаты, истеричны, не в меру агрессивны, почти не способны к кооперации даже в рамках своей как бы «дружной семьи», вздорные, мутят какие-то темные делишки… Словом, это реальный ПОРТРЕТ «современного российского общества». Основную потаенную идею создателей высказывает напрямую главный герой, неудачливый аферист в исполнении Деревянко – точный текст не помню, но суть в том, что «Вам, сволочам, какие способности ни дай – вы все прос… профукаете, потому что вы склочные, ни на что не способные идиоты, тьфу на вас, уйду я от вас к чертовой матери, от скотов». ("Вы наглые, самодовольные, ленивые, тупые халявщики" - во, нашел точную цитату; ну, почти правильно запомнил). Ну и никуда, естественно, не уходит – в соответствии с извечными гуманистическими традициями великой русской литературы.

(Там еще один забавный, я бы сказал, мировоззренческий нюанс – главный герой, самый разумный из всех, альтер эго авторов – получает от проклятого метеорита меньше всех, какое-то издевательство: в то время как окружающие его дебилы огребли все самые лучшие фантастические умения – телепортацию, левитацию, невидимость, на худой конец суперсилу – ему досталась «способность» выделять воду из пальца, и ту – тоненькой струйкой! Вот так на современном этапе интеллигенция выражает свое почтение перед тайной народной мощью)

Прикольный фильм, и актеры играют прекрасно, Толоконников так и вообще, как всегда, гениально. Я думаю, что у этого жанра – «из жизни быдла» - на самом деле великое будущее. Он ведь, собственно, и раньше всегда был: с ходу вспоминается «Про Асю Клячину» Кончаловского (гениально), мое любимое «Облако-рай» Досталя (гениально). Я имею в виду, естественно, фильмы, с одной стороны, БЕЗ интеллигенции, с другой – без героев-сыщиков и вообще милиционеров.

Очень редкий жанр. Для нормальных людей.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments